израильские новости
Раздел: Политика
Далеко ли, близко ли…
22.07.2004 | 13:22 | GMT +02
Александр Лихтикман

Уже не осталось надежды, что какая-то из силовых или аналитических структур выступит с рекомендациями, противоречащими общей установке. Слишком много ошибок было совершено, и слишком много поводов для покаяния было упущено. Точно так же, как армейское руководство выполняет политический заказ, спецслужбы обслуживают политиков – каждая на вверенном ей участке. Пока контрразведка ищет еврейское подполье и обеспечивает относительное спокойствие, отлавливая наиболее «проблематичных» террористов, внешние органы доказывают, что опасность со стороны автономии меркнет перед угрозой неконвенционального вооружения соседних арабских стран.

Покаяния не будет

Если бы информация о задержании израильских разведчиков в Новой Зеландии поступила от службы внешнего вещания «Коль Исраэль» в «застойные» годы под аккомпанемент «глушилок», она, наверное, воспринималась бы иначе. Тогда возникло бы чувство гордости за «наших», которые несут трудную службу вдали от дома. И чувство негодования по поводу успешных действий контрразведчиков-аборигенов и санкций, объявленных туземным правительством. Которое, во-первых, антисемитское, а, во-вторых, не понимает собственной пользы – ведь каждый должен знать, что цели израильской разведки могут касаться только борьбы с террором, и ничего больше. И если для этого понадобились паспорта далекого островного государства, значит, так и надо. Лучше бы этому государству добровольно выдать необходимые документы с незаполненными полями на нужды рыцарей плаща и кинжала. А также оказывать прочее посильное содействие органам. В противном случае, приходится, в меру сил, задействовать специфические методы. А результат – какой Бог пошлет.

Миф о профессионализме израильских спецслужб, как внешних, так и внутренних, оказался самым стойким. Уже вовсю шло вооружение «Армии освобождения Палестины» оружием с армейских складов, осуществлялось отступление с господствующих высот и стратегических дорог, и наши командармы гоняли чаи с «палестинскими коллегами», а все еще верилось, что гниль и разложение не коснулись некоего главного мозгового центра, озабоченного безопасностью государства, а не интересами того, или иного правительства. И этот центр, по определению не имеющий отношения к коалициям и оппозициям, рисовался в виде сообщества профессионалов-аналитиков, понимающих мрачный смысл происходящего, и пытающихся по возможности уменьшить наносимый политиками ущерб. Правительство планирует отступление, разведка – ликвидацию опасного врага, правительство разыскивает по всему миру жертвователей для автономии, разведка – скрытых спонсоров террора. На первый взгляд задачи, одни и те же, но вдали от телекамер и микрофонов должны же быть непримиримые споры! Ведь на самом-то деле, если исходить из презумпции здравого смысла, профессионалы и политики занимались последние годы принципиально различными вещами.

Опыт показал, что это не так. Уже не осталось надежды, что какая-то из силовых или аналитических структур выступит с рекомендациями, противоречащими общей установке. Слишком много ошибок было совершено, и слишком много поводов для покаяния было упущено. Точно так же, как армейское руководство выполняет политический заказ, спецслужбы обслуживают политиков – каждая на вверенном ей участке. Пока контрразведка ищет еврейское подполье и обеспечивает относительное спокойствие, отлавливая наиболее «проблематичных» террористов, внешние органы доказывают, что опасность со стороны автономии меркнет перед угрозой неконвенционального вооружения соседних арабских стран.

Утечки и домыслы, публиковавшиеся в Интернете по следам скандального разоблачения в Новой Зеландии, совпадают в одном – их авторы не сомневаются, что разведчикам понадобились «чистые» паспорта, чтобы проникнуть в некое арабское государство. А уж, с какими организациями или личностями израильский Центр решил войти в контакт, и зачем, этого никто знать не может. Спектр предположений, высказываемых как иностранными, так и израильскими респондентами – от случая Танненбаума до гамлетовского покушения на Халеда Машаля – свидетельствует об отсутствии прежней безоговорочной солидарности с «невидимыми защитниками еврейского народа». И даже те, кто возмущаются «пассивностью» наших новозеландских единоверцев понимают, что издалека израильское правительство вызывает еще меньше симпатий, чем вблизи. Потому и не слышны протесты еврейских общин диаспоры.

Неуместный торг

Угрожая ортодоксальным раввинам признанием реформистского гиюра, светские партии лукавят. Рассуждения о том, что ортодоксия – не единственная форма иудаизма, что существуют и другие, более прогрессивные «ответвления», недорого стоят. В Израиле никто не препятствует гражданам посещать консервативные и реформистские синагоги, регистрировать новые конгрегации и сочетаться браком по либеральному обряду. Все это дело сугубо добровольное, как и должно быть в идеале. Но темпы обучения реформистских раввинов и раввинш во много раз обгоняют весьма скромный прирост числа прихожан. Которых должно было быть во много раз больше, если бы стремление к «прогрессивному иудаизму» со стороны обиженных ортодоксами неевреев не было связано с корзиной абсорбции и прочими грубыми материями.

Независимый от государства реформизм оказался на задворках общества не по чьей-то злой воле, но из-за непризнания широких масс, и вытащить его оттуда можно только искусственно. Один из обсуждаемых сейчас способов – придание официального статуса реформистскому обряду перехода в иудаизм. Поразительно, но за это ратуют политики, призывающие на словах к отделению любой религии от государства. Например, жертва внутрипартийных интриг министр Авраам Пораз (Шинуй), изложивший подобную идею в письме к юридическому советнику правительства Мазузу. Напомним, что необходимость в таком письме возникла, в связи с требованием БАГАЦа, обязавшего ряд высокопоставленных чиновников представить свои соображения по теме гиюра и гражданства.

Но, и Пораз, и перманентно апеллирующие в БАГАЦ «правозащитники», наверняка, отдают себе отчет в том, что предоставление гражданства на основе ритуала не признанной большинством религии – весьма сомнительно с любой точки зрения. Особенно, если добавить непременное «в 21-м веке». Другое дело, если бы прихожан в «либеральных» и ортодоксальных синагогах было поровну, а государство официально признавало бы только ортодоксов. Тогда логично было бы сетовать на монополию. На сегодняшний день монополия ортодоксов, используя терминологии Электрической компании – «естественная». И бороться с ней путем огосударствления конкурентов – верх политического цинизма. Если отделять – так отделять абсолютно всех, если объединяться – так с главенствующим направлением, признанным подавляющим большинством верующих.

Поиск «союзной религии» ведется, конечно, не от хорошей жизни. Лучше всего, если бы существовала возможность договориться с ортодоксальным раввинатом, переложив на его плечи духовную абсорбцию славянского нацменьшинства. Но раввинат не видит проблемы в предоставлении гражданства неевреям. В таком духе часто выступают политики от религиозных партий, профессиональные же раввины занимаются принципиально иными вопросами. Вмешиваться в жизнь других народов, тем более, поощрять их переход в иудаизм категорически запрещено Галахой. Раввинат скорее выступит за строительство православной школы для детей-неевреев, нежели призовет кого бы то ни было записываться на курсы гиюра. Евреи всегда гордились отсутствием миссионерства, с какой же стати заимствовать чужой отрицательный опыт именно на Святой земле? Уравнивание в правах – задача государства, считающего себя демократическим.

Ни один суд не признает ущемлением прав человека невозможность вступления в религиозный брак представителям других конфессий или «сложности» при переходе в другую религию. Только в глубоком средневековье можно отыскать прецеденты вмешательства светского правителя в религиозные вопросы. К счастью, времена эти давно прошли, вместе с практиковавшимися тогда методами убеждения упрямцев. Раввинов невозможно заставить силой изменить подход к процедуре перехода в иудаизм. Более того, чем настойчивее будут от них этого требовать, тем жестче станут критерии. Таков классический подход иудаизма по вопросу о приеме новообращенных. Ужесточение критериев в данном случае – демонстрация необходимой обеим сторонам свободы, без которой церемония становится вовсе бессмысленной. И не вина раввинов, что государственные органы, ведающие предоставлением гражданства, стремятся получить именно ортодоксальное удостоверение о кашруте. Просто другие гораздо меньше ценятся, а отделяться от религии правительству очень-очень не хочется. Особенно накануне запланированного демонтажа.

Граница на замке

Примечательно, что ортодоксальные раввины оказались, чуть ли не единственными профессионалами, в том смысле этого слова, который обозначает верность профессиональной идее. Хотя время от времени вскрываются случаи самой бесстыдной коррупции, раввинат как единый орган, ни разу еще не поступился принципами. Без риска сесть в калошу, можно с уверенностью предсказать – правила гиюра ни на йоту не отступят от традиционных канонов, равно, как и все остальные инструкции, составленные на основе Галахи. В каком еще государственном (а раввинат финансируется из госбюджета) учреждении можно быть настолько уверенным?

В генеральном штабе, меняющем рекомендации, как перчатки? В Совете национальной безопасности, спорящем, что лучше – «Дорожная карта» или одностороннее отступление? В контрразведке, спутавшей истинных врагов с мнимыми? В засекреченных аналитиках, предлагающих правительству попросить о вводе иностранного контингента для наведения порядка в автономии? В полиции или в госпрокуратуре? В судах? Глава правительства только в последние годы перерождался, по крайней мере, четырежды, всякий раз превращаясь в совершенно нового политика, верящего в диаметрально противоположные концепции. Обломки предыдущих концепций валяются тут и там, дезориентируя своих и чужих. В чем, и в ком можно быть уверенными? Может быть, завтра все бросятся обсуждать тайный план усмирения «Хизбаллы» посредством отступления с Голанских высот? Или новую массовую амнистию террористов при полном согласии спецслужб? Или вдруг выяснится, что Арафат хочет мира, и поэтому ему срочно понадобились современные танки?

Можно как угодно относится к раввинату, но дело свое он знает, и на банальный шантаж политиков не поддается. Пока есть, кому защищать духовные границы еврейского народа, наверное, не все еще потеряно. «Вечность Израиля не солжет».

«Вести», 22.07.04
Портал ISRA.com - израильские новости
Permanent URL: http://www.isra.com/news/29091
Date: 22.07.2004 | 13:22 | GMT +02
Language: Russian