израильские новости
Раздел: Фоторепортаж
Железная дорога Ха-Эмек
24.06.2006 | 15:11 | GMT +02
Евгения Кравчик, "Новости недели", фото автора

История ее создания и бесславной «кончины» столь же ярка, сколь и трагична - узкоколейка, проложенная на заре ХХ века с благословения турецких властей, соединяла Хайфу с Дамаском.


Торговец зеленью, тащивший на своем горбу увесистый мешок, или фермер с бидонами парного молока запросто мог проголосовать в любом месте - машинист останавливал допотопный состав, а пассажиры помогали трудяге втащить в вагон свою ношу.

Немного истории

В Эрец Исраэль железная дорога появилась намного позже, чем во многих других странах. Это неудивительно: на протяжении столетий всевозможные товары доставляли морским путем в порты Яффо и Акко, а уж там тюки навьючивали на верблюдов. В среднем «корабль пустыни» способен тащить на себе груз весом порядка 250 килограммов. Но были и силачи, поднимавшие полтонны...

Губернаторы-турки не проявляли никакой заинтересованности в ускорении развития Палестины: полусонный средневековый уклад жизни вполне их устраивал.

Тем не менее к середине ХIХ века стало ясно: в свете усилившегося притока паломников-христиан на Святую Землю придется обеспечить странников хоть какими-то средствами передвижения.

Инициатором и первым строителем узкоколейки стал Моше Монтефиори. Возможно, он решил проложить железную дорогу из-за того, что ему с женой смертельно надоело трястись в дилижансе, бороздя миниатюрные просторы Эрец-Исраэль. В 1857 году, в пятый раз приехав на землю предков, Монтефиори привез из Египта инженера-англичанина - специалиста по прокладке железных дорог. Тот исколесил Палестину вдоль и поперек, сделал замеры и передал их влиятельному заказчику. Монтефиори приступил к «лоббированию» своего проекта у турок. Его поддержали консулы нескольких европейских стран, представительства которых были расположены в Иерусалиме.

Английский офицер Лоуренс Олифант, прикомандированный к колониальному штабу Османской империи, разработал проект ускорения развития Эрец-Исраэль, также предполагавший прокладку железной дороги от Исмаилии (Суэц) до Хайфы. Колея должна была пересечь Негев, пройти по южному берегу Мертвого моря, прорезать долину реки Иордана, дотянуться до Тверии и связать ее с Нижней Галилеей. Из Тверии было предложено проложить отдельную ветку до Дамаска.

В 1867 году иерусалимский предприниматель Конрад Шик (один из основателей квартала Меа Шеарим и здания Германской больницы) предложил проложить железную дорогу от Иерусалима до Яффо. Была спроектирована ветка, ведущая в Рамаллу и Атарот, оттуда - к Лоду, а из Лода - в Яффо.

В 1888 году другой иерусалимский предприниматель - Йосеф Навон получил разрешение на строительство данной ветки. Лицензия позволяла ему проложить еще одну линию до Шхема и другую - прямиком в Газу. Сообразительный Навон продал лицензию французской компании, которая и приступила к строительству.

31 марта 1890 года в окрестностях сельскохозяйственной школы «Микве Исраэль» состоялась пышная церемония, на которой было объявлено о начале стройки века. Будущего века, естественно! Рельсы и шпалы были доставлены компанией «Панамский канал». Временная подсобная линия была проложена между Яффским портом и местом будущей станции, по ней доставляли материалы, поступавшие морем в Яффо. Работали в основном египтяне. Шпалы и рельсы укладывали вручную!

29 сентября 1892 года состоялось торжественное открытие первой железной дороги. Утром состав отправлялся из Иерусалима в Яффо, а после обеда возвращался обратно. Со временем число поездов удвоилось: теперь уже в обоих направлениях ежедневно курсировало по два состава. И если в 1876 году известный путешественник Томас Кук утверждал, что «по Эрец-Исраэль путешествуют в седле», то теперь скакунов заменили вагоны, которые тащил миниатюрный паровоз.

Если на дилижансе добраться от Яффо до Иерусалима можно было за 12 часов (лошадкам требовалось отдохнуть и подкрепиться), то на поезде доехать до Вечного города представлялось возможным за 4-6 часов.

Прогресс!

Дошел до наших дней и такой рассказ: кому-то из иерусалимских богачей потребовалось послать в Яффо срочную почту. Конверт передали машинисту. Однако время поджимало и на «перехват» бросился всадник. Он без труда догнал состав, отобрал у машиниста конверт и поскакал дальше, по направлению к Яффо...

С началом Первой мировой войны турецкая армия прекратила перевозку пассажиров и начала использовать железную дорогу в исключительно военных целях. По мере продвижения в глубь Синая и по территории Эрец Исраэль британская армия, со своей стороны, тоже прокладывала железные дороги. Их протяженность достигла 1435 метров. Однако британцы пошли на поводу у турок, опасавшихся обстрелов с моря, и проложили рельсы довольно далеко от берега. В результате сооруженная ими линия обошла стороной крупнейшие еврейские поселения.

С установлением в Эрец-Исраэль мандата британские власти выкупили железную дорогу у армии и придали ей статус правительственной компании. Паровозы и вагоны пометили буквосочетанием P.R. - Palestine Railways (Палестинская железная дорога). Часть веток, построенных во время войны исключительно в целях доставки специализированных грузов, демонтировали.

Однако сооруженная при турках железная дорога Ха-Эмек продолжала функционировать.

Про «зайцев»

В начале ХХ века северная ветка пользовалась особой популярностью, так как связывала Хайфу с Афулой, Бейт-Шеаном и Цемахом (в общей сложности три часа езды). Из Цемаха колея уходила в Дамаск.

Первая станция в Кфар-Иегошуа была открыта в 1903 году. Строили ее по проекту бельгийского архитектора. Со временем вокзалов стало 8. Ныне все они находятся под охраной государства, как историческая ценность.

Путешествие по маршруту состава, курсировавшего в Иорданской долине сто лет назад, производит неизгладимое впечатление. Пейзажи здесь поистине марсианские. Чего стоит национальный парк Мааян-Харод с устремленными в поднебесье столетними деревьями или археологическая сокровищница Бейт-Шеана!

Моим попутчиком оказался журналист Дани Биран - человек-энциклопедия. Движимый любовью к заповедным уголкам Израиля, он может часами рассказывать о каждом из них. Создается впечатление, что едешь с Бираном на волшебной машине времени, которая переносит тебя из одной эпохи в другую.

Начиная с 1936 года, с началом погромов, ездить в поездах стало опасно, рассказывает Дани. Периодически арабы подкладывали мины, на которых подорвался не один поезд. Несколько составов сошло с рельс. В катастрофах погибли и покалечились люди. Пришлось британским властям призвать под ружье еврейских ополченцев. Силами 700 бойцов ХАГАНы была создана железнодорожная полиция, в задачи которой входило патрулирование вокзалов и путей.

В 1938 году погромы возобновились. Самые кровопролитные столкновения произошли в районе Лода, где большинство населения составляли арабы.

Дорожные курьезы

Связаны с железной дорогой Ха-Эмек и курьезные истории.
До наших дней дошли остроты, которые сто лет назад отпускали местные жители в адрес поезда, ползшего с черепашьей скоростью. В вагонах были вывешены объявления, запрещавшие во время движения срывать из окон цветы. Известна и такая байка. Два товарища ехали по делам. Один сказал другому: «Я очень спешу, поэтому сойду и пешком дойду до Эйн-Харода. Буду ждать тебя там»... Как свидетельствуют первопоселенцы, разъезжали в поезде крайне колоритные типы. В каждом вагоне восседал усатый кондуктор-араб, на фуражке которого сияли буквы PR.

Кондукторы собирали с пассажиров деньги за проезд, однако вручить билеты постоянно «забывали».

Вот какую историю увековечил в своих мемуарах генерал Рехаваам Зеэви (Ганди) - бывший министр туризма. Во времена британского мандата группа бойцов ПАЛМАХа, направлявшихся в Эйн-Харод, решила сыграть с кондуктором злую шутку. Сумму, которую следовало заплатить за несколько билетов, набрали мелочью. Кондуктор принял от весельчаков монетки и начал считать, но вскоре сбился со счета. Пришлось ему начать всё сначала. Но тут вагон качнуло и мелочь рассыпалась. Пальмахники, покатываясь со смеху, полезли под сиденья, чтобы ее собрать. Пока ползали и собирали, поезд прибыл в Эйн-Харод. Пассажиры радостно высыпали на перрон, так и не заплатив...

...Мы впереди планеты всей?

После провозглашения государства Израиль, в 50-е годы ХХ века, начальником Израильской железной дороги был назначен Менахем Савидор, ставший впоследствии председателем кнессета. Ему тоже приписывают забавную историю. Собрались в Америке важные железнодорожные чины на международную конференцию. На праздничной вечеринке Савидор познакомился с генеральным директором управления железных дорог США. В перерыве между двумя бокалами шампанского жизнерадостный янки сообщил: протяженность железных дорог в его стране достигает 330.000 километров. Не преминул прихвастнуть и астрономическим количеством вагонов, а также и числом сотрудников.

Савидор несказанно смутился. Сидел, слушал и... завидовал! В Израиле в то время действовала одна-единственная железная дорога, унаследованная от турок. Внезапно американец спросил: «Какова протяженность железных дорог у вас в Израиле?» Савидор, наделенный великолепным чувством юмора, не колеблясь, ответил: «Длину я, к сожалению, не припомню, но ширина - такая же, как у вас».

К тому моменту расстояние между рельсами было уже подогнано под мировые стандарты. Зато ставший музейным экспонатом паровозик, таскавший вагончики по Иорданской долине, ходил по узенькой колее, ширина которой не превышала одного метра.

Сегодня путешественники могут посетить станцию в Хайфе, на которой расположен Музей железной дороги; живописнейший старинный вокзал в Кфар-Иегошуа; Эйн-Харод (заодно стоит провести хотя бы пару часов в заповеднике Мааян-Харод); и, конечно же, Бейт-Шеан.

Но вершина пикантерии - старинный вокзал, здание которого находится на территории тюрьмы усиленного режима «Шата». В праздничные дни тюремное начальство (по предварительной записи) впускает путешественников внутрь. При входе посетителей не только трясут - у них отбирают документы. Посему главное - не отстать от группы! Попробуй потом доказать, что ты всего лишь искатель острых ощущений, а не зэк...

На снимках:

Железная дорога Ха-Эмек
Природа на севере живописна


Железная дорога Ха-Эмек
Марсианские пейзажи


Железная дорога Ха-Эмек
Путешествуя по железной дороге Ха-Эмек, всегда найдется где подкрепиться и выпить замечательный кофе


Железная дорога Ха-Эмек
Аббревиатура на паровозе указывает, что он обслуживал первую израильскую гидроэлектростанцию в Нахараим и принадлежал Электрической компании


Железная дорога Ха-Эмек
Так выглядит сегодня станционное здание, ставшее музейным экспонатом


Железная дорога Ха-Эмек
Трудно поверить, но всего 100 лет назад по этому мосту ходили составы в Дамаск (отрезок железной дороги в районе кибуца Гешер ха-Яшана в Иорданской долине)


Железная дорога Ха-Эмек
«Коллекционный» старинный автобус – один из первых, курсировавших по северу страны


Железная дорога Ха-Эмек
Замерли на рельсах вагоны...


Железная дорога Ха-Эмек
Дошедший до наших дней железнодорожный вокзал в Эйн-Хароде


Железная дорога Ха-Эмек
Мост, ведущий в никуда


Железная дорога Ха-Эмек
В 1948 году здесь велись бои


Железная дорога Ха-Эмек
Израильский «колхозник» из кибуца Эйн-Харод


Железная дорога Ха-Эмек
Журналист Дани Биран - ходячая энциклопедия


Железная дорога Ха-Эмек
«Суровая» природа севера


Железная дорога Ха-Эмек
А из нашего окна Иордания видна


Железная дорога Ха-Эмек
В заповеднике Мааян-Харод


Железная дорога Ха-Эмек
Небо в клеточку («Шата» - тюрьма особого режима)


Железная дорога Ха-Эмек
Здание железнодорожного вокзала на территории тюрьмы «Шата». Главное – не отстать от группы. Попробуй потом доказать, что ты не зэк, а всего лишь любознательный путешественник!..

Портал ISRA.com - израильские новости
Permanent URL: http://www.isra.com/news/29618
Date: 24.06.2006 | 15:11 | GMT +02
Language: Russian