израильские новости
Раздел: В Израиле
Бедность - не порок. Бедность - звонок
01.07.2006 | 23:56 | GMT +02
Валерия Матвеева, ''Русский израильтянин''

Заводить с ''русскими'' репатриантами разговор на тему ''Бедность - не порок или все-таки да'' - все равно, что с писателем обсуждать его последнее произведение: тема эта занимает всех репатриантов, и каждому из них (нас) очень близка.


В жизни почти всех была и бедность - репатрианты все-таки, а у многих и относительное богатство - все-таки евреи.

А вот проследить какую-то систему в ответах, разделить моих респондентов на четкие группы и ясно написать: ''молодые люди все как один уверены, что бедность - порок, а пенсионеры - напротив того'' - у меня не получилось. Хотите разбить в пух и прах собственные представления о людях, задайте этот вопрос и увидите, что студентка с татуировкой на плече и в джинсах с Кикар ха-медина ужаснется самой постановке вопроса и посмотрит на вас с укором, а нищенствующая дама с центральной автобусной станции Тель-Авива полностью с этим согласится, но уже следующая подобная парочка даст ответы, полностью противоположные тем, которые вы от них ожидаете.

Справка ''РИ'':

''Бедность - не порок'', - считают примерно 70% израильтян.

Лишь 20% израильтян полагают, что бедным следовало бы прикладывать больше усилий, чтобы зарабатывать больше, и бедность является результатом недостаточного трудолюбия.

Даже среди людей с высокими доходами первая точка зрения преобладает: 53% считают бедность результатом неблагоприятного стечения внешних обстоятельств, а не следствием лени.

Среди самих бедных сторонников этой позиции 83%.

''Самокритичных'' бедняков, тех, что считает главной причиной бедности недостаточность усилий, всего 5%; в группе обеспеченных респондентов эту точку зрения разделяют 29%.

70% респондентов считают, что Израиль не дает человеку достаточно возможностей тяжким трудом выбиться из бедности.

Большинство опрошенных, соответственно, считают, что государство выделяет на борьбу с бедностью недостаточно средств. Среди респондентов с низкими доходами это мнение разделяют 91%, но и 60% обеспеченных израильтян думают так же.

Больше всего недовольны правительственным подходом к борьбе с бедностью русскоязычные респонденты, затем следуют арабоязычные и ивритоязычные граждане.

При этом 61,8% опрошенных не изъявили готовности платить больше налогов ради помощи бедным. Правда, с ростом доходов готовность платить за сокращение социального неравенства возрастала.

Интересно, что среди ивритоязычных респондентов готовность платить больше налогов изъявили 30%, среди русскоязычных - 31%, а среди арабоязычного населения выразили готовность платить больше налогов аж 48%.

Экскурс в литературоведение

Многие мои собеседники ссылались на русских классиков из школьной программы, чтобы обосновать свое мнение по данному вопросу. Двое их них даже вспомнили, что теперь уже поговорка ''Бедность - не порок'' принадлежит Александру Островскому, который назвал так одну из своих поучительных пьес, содержания которой, впрочем, никто не знал. Некоторые шли дальше в своих литературных изысканиях и логично приходили к Федору Михайловичу - за советом.

- Как Достоевский писал, не помню где, - говорит мне бывший инженер, а ныне мужчина без определенных занятий, Игорь, - бедность - не порок, а нищета - порок. Что это значит? Ну, я думаю, что бедным человек может быть по своему выбору. Сократ, например, ходил на рынок только затем, чтобы понимать, как много в мире вещей, которые ему совершенно не нужны. А вот нищета-с, когда человек опустившийся, несчастный, голодный, грязный - это порок души, болезнь то есть.

- Я как раз недавно перечитывал ''Бедных людей'' Достоевского, - говорит мой знакомый парень по имени Андрей, постоянно безработный. - В школе я над ним рыдал. А сейчас просто был в ужасе, как переменилось мое, да и общее отношение к бедности. Там бедному человеку Макару Девушкину всего лишь за сорок, а он постоянно пишет о себе, как о глубоком старике. Он без проблем брал денежки у обожаемой им Вареньки, а когда она попросила у него в долг - чтобы не выходить замуж за гадкого богача, он дотошно перечисляет ей в письме все свои траты - чтобы она постыдилась даже самой мысли о том, что у него можно просить помощи. Так что свою любимую он сам отдал противному богатею, несмотря на ее мольбы о помощи. Я уже не говорю о мелких пакостных чертах его характера, как-то: он винит женщин во всех своих бедах и в своей нищете, вспоминая, как из-за какой-то актрисочки последние деньги свои тратил на костюмы и поездки перед ее окнами на извозчике - вот, мол, до чего быбы-стервы доводят. Так что и у Достоевского, я уверен, ''бедные люди'' - это порочные люди, и только извращенная советская власть могла толковать его произведение, как наполненное жалостью и состраданием к бедноте.

Этимология бедности и богатства

- Не о чем говорить, - отрубает пожилая женщина по имени Антонина. - Богатство - это от Бога, это кому Бог дал за его заслуги, а бедный - тот, кто в беде, ясно?

- В еврейской традиции бедность - это наказание Божие, - говорит пенсионер Валентин. - Так говорил Любавический рабе, по-моему. А богатые люди напротив, легко становятся ''святыми''. Вот Вадим Рабинович пожертвовал золотую менору Иерусалиму - и его имя тут же вписали золотыми буквами в список благодетелей. Дашь денег на еврейские нужды, тебя будут прославлять как праведника, не дашь - никто о тебе и не вспомнит. И меньше всего интересует всех происхождение твоего состояния - хоть ты деньги на завтраки у детишек отбирал, есть золотая менора - нет вопросов.

- Почему евреи такие богатые? - спрашивает меня охранник Алексей. - Потому что в их культуре богатство - это достоинство. У евреев все просто - не важно, с какими чувствами и по каким причинам ты жертвуешь деньги, главное сколько, только от суммы зависит степень твоего благодеяния. Вот у русских царевна выходит замуж за Ивана-дурака, за Емелю и так далее. Подобные сказки я встречал у немцев и китайцев, у которых даже в современных фильмах богачи - толстые и отвратительные придурки. В ''Новом завете'' Иисус говорит про верблюда и игольное ушко. А в еврейской традиции? Бедных, но честных и отважных парней никто не облагодетельствует: нет денег - иди работай, царевна в твою сторону и не посмотрит. Так что в Израиле бедность - это отсутствие добродетели и вообще каких-либо положительных качеств..

Бедность - это преступление против человечества

- Бедность - это порок, потому что мешает развитию нашей цивилизации, - высказывает свое мнение мой знакомый по имени Дан. - Бедные не платят налогов, ничего не покупают, а, значит, не служат делу прогресса. Можно, конечно, обвинять в аморальности саму цивилизацию, подведшую бедняка к аморалке, но другой у нас нет, и чтобы быть социально благополучными людьми, мы должны считать бедность пороком, а богатство - нормальным гражданским состоянием законопослушного человека.

- Бедность - это наказание, это тюрьма, - считает молодой парень по имени Йонатан. - Бедный ничего не может себе позволить, он не свободен, он за решеткой собственной бедности. За что наказание? За лень, за уныние, за неверие в себя.

- Бедность - это действительно порок, - оживляется, услышав мой вопрос, Игаль, еще недавно звавшийся Игорем. - Я это почувствовал на себе. Еще в Союзе я пережил два состояния. Был богатым - и вокруг меня вились красотки и не переводились друзья. А потом ''попал'' на деньги и как будто заболел проказой. На меня странно смотрели, нехотя протягивали мне руку, другие переходили на другую сторону улицы, когда меня видели. Я действительно чувствовал себя больным, неполноценным - все мне это показывали.

- Бедный - значит ленивый и глупый, - категоричен в своем ответе Алекс. - Это человек, у которого не хватает ума жить нормально, так как ему того хочется. Он лучше будет лежать на диване и обвинять весь мир в своих бедах, но не встанет и пальцем не пошевелит для себя, для своей жены и детей, если они у него есть - что, впрочем, маловероятно.

Да, одну закономерность я все-таки усмотрела. Если мужчины и считают, что бедность - порок, то благородно распространяют этот порок только на себя, ''женщин это не касается'', - сказали мне двое джентльменов.

Бедность была счастьем

- Я вспоминаю времена своей крайней студенческой бедности как время самого полного счастья, - рассказывает Лариса, работающая в магазине одежды. - В то время я жила в общаге, и у нас было одно платье на пять девчонок, живших в одной комнате. Ели мы исключительно макароны или салат из капусты, а на сладкое - хлеб с сахаром. Но более светлого и радостного периода в моей жизни не было...

- Как можно считать бедность пороком? - удивляется пожилая женщина Тамара. - Если я все детство и молодость ходила в одном и том же мужском пиджаке с дырками и ела черный непропеченный мокрый хлеб: сначала была война, потом послевоенные годы, еще более голодные и тяжелые. Я что, в этом виновата? Что я могла сделать, чтобы избежать бедности? Воровать лекарства в госпитале и продавать их налево? Я знала врача, который так делал, он во время войны носил брюки без дырок и ел сало, но никто не посчитал его богатство заслугой - расстреляли как подлеца и предателя, и правильно сделали.

- Мое ощущение счастья никак не связано с деньгами, - говорит молодая женщина Нинет. - Одно время у нас были деньги, но были плохие отношения с мужем, и я была несчастна. А потом муж уволился с высокооплачиваемой работы, почти два года не зарабатывал - и у нас в семье были идеальные отношения. То же касается и детей. Во время безденежья мои знакомые говорили мне: как вы с детьми справляетесь, они не обвиняют вас в том, что вы им ничего не покупаете - с этим ''дай'' просто беда. А у нас наоборот. Когда муж зарабатывал, дети его почти не видели, а когда видели - очень жалели об этом, он всегда на них гавкал. А когда мы обеднели, в выходные ходили в парк или ездили на море - на весь день, иногда с ночевкой, по вечерам он играл с ними в футбол и баскетбол - они были счастливы. Кстати, муж тоже многое понял за этот период, и когда его позвали на ту самую высокооплачиваемую работу, с которой уволили и на которой нужно быть в рабочей форме 16 часов в сутки, - он отказался, выбрал работу, где требуется его присутствие максимум на 8 часов в день, и все мы счастливы, хоть заработки и небольшие.

Бедные мы, бедные

- Знаешь, почему израильтяне не считают бедность пороком? - спрашивает в ответ на приведенную мной статистику пожилой человек Ицхак. - Потому что бедных в Израиле - наверное, две трети. Хотя по статистике только процентов 20%. Почему? Я читал, как определяется черта бедности. Она ровно на пару-тройку шекелей выше минимальной пенсии, минимального пособия по обеспечению прожиточного минимума и пособия по безработице. Специально так сделали, чтобы все эти слои населения не попадали в число бедных. А по существу эти пара-тройка шекелей ничего не решают, поэтому все люди на соцобеспечении - бедняки. Добавить к ним всех, кто не получает и минимальной заработной платы, и получится две трети граждан Израиля. Так что израильтяне - просто реалисты, понимаю, что нечего осуждать тех, кого кинуло государство, вот и не винят бедняков в их бедности.

- Как мы можем судить, порок бедность или нет, - спрашивает сама себя пожилая женщина Фаина. - А если человек болен, или инвалид? А если он, как бывало в нашем СССР, жил в глухой деревне, на нем держался дом, домашнее хозяйство и вся его семья, а за свою работу он получал от колхоза три копейки? Или здесь в Израиле мать-одиночка с тремя детьми - она ни за что не сможет получить образование и найти высокооплачиваемую работу своими силами. Или пожилой репатриант в Израиле - думаешь, все эти кандидаты и доктора наук, которые работают дворниками и просто живут впроголодь на пенсионное пособие, - глупые бездельники? Нет, конечно. Просто человек живет не в вакууме, а в среде, и некоторых среда убивает, а для некоторых она питательна и благоприятна.

Справка ''РИ'':

По данным Института национального страхования, в 2004-2005 гг. масштабы бедности в стране выросли.

1 миллион 580 тысяч израильтян живут ниже черты бедности. За время, прошедшее с 2000 года, этот показатель вырос почти на полмиллиона.

Согласно определению, бедным считается гражданин, доход которого (после уплаты налогов) составляет 1804 шекеля. Количество маленьких израильтян, живущих ниже черты бедности, возросло с 18% в 2001 году до 27% в 2005 году.

В отчете Института национального страхования также отмечается, что за период с 2000 по 2005 год число бедных семей в Израиле выросло на 45%, в то время, как прирост населения за то же время составил всего 8%.

Президент страны Моше Кацав в своем заявлении подчеркнул первостепенное значение программы борьбы с бедностью и заявил, что ''недопустимо взваливать бремя экономических проблем на тех, кто не сможет его нести''.

Культ бедности так же страшен, как культ богатства

- Я вообще не понимаю сегодняшнего смысла слова ''бедность'', - признается молодой еще человек по имени Ефим. - У нас в Израиле, по-моему, и бедные и богатые едят практически одно и то же, имеют крышу над головой, иногда даже машину, одеваются хорошо... Если считать бедным того, кто не покупает навороченный мобильник последней марки с пылесосом - то это, скорее, не бедный, а умный человек, не желающий, как белка, крутиться в колесе вечного потребления, когда деньги тратятся на то, что у тебя и так есть, или на то, что тебе вообще не нужно. Так что, все мы - не бедные, все, что нужно для счастья, есть у каждого из нас, а если нет - то это нисколько не зависит от денег.

- Бедность - не порок, бедность - звонок, - почти каламбурит Наташа, - Это сигнал о том, что у тебя проблемы, а какие проблемы - упал духом, обленился, принял неправильное решение, стал самонадеянным или наоборот, не верящим в себя, - разбирайся сам.

- Если сам человек не порочен по своей натуре, то никакая бедность его не опорочит, - красиво излагает Анна. - Я смотрела по телевизору программу о самом маленьком человеке России: у него рост 45 сантиметров, в теле нет ни одной кости - болезнь такая, и вообще он насквозь больной, живет в интернате, сами понимаете, каком, питание - картошка с капустой, нет даже радио, не то что телевизора. Все, кто его знает, говорят, что более веселого, жизнерадостного, счастливого человека они не знают. Меня этот человек поразил. Так что пороки - внутри нас и от нашего материального состояния никак не зависят.

- Бедность - не порок, - прямо отвечает на мой вопрос страховой агент Дима. - Я знаю людей, которые совершенно счастливы, хотя у них нет машины и собственной квартиры. Порок - когда человек упивается своей бедностью, возводит ее в культ, потому что из этого плавно вытекает оправдание озлобленности на весь мир и собственного безделья.

- А упиваться богатством - порок? - не удерживаюсь я от вопроса.

- Такой же точно порок, даже еще хуже. Только богатых людей меньше, с ними мы, как правило, не знакомы, а значит не сталкивались с такой отвратительной человеческой чертой, как упоение богатством.

Кто виноват?

- Кто виноват в том, что в Израиле столько бедных? - переспрашивает меня постоянная покупательница одного из ''русских'' магазинов Катя. - Я думаю, прежде всего, само израильское общество. В нем слишком много мошенников, аферистов и сутяг, которые обирают людей и не дают им достойно жить. Если посчитать, сколько денег я потеряла за двенадцать лет жизни в Израиле по собственной наивности, то получится сумма, на которую вполне можно было купить пусть и не новую, но вполне приличную машину. Но я считаю, что глупо обвинять человека в том, что он слишком доверяет людям. Вот если общество допускает, чтобы в нем действовало столько воров, мошенников, нечестных бизнесменов, которые сначала нанимают людей за гроши, а потом даже эти гроши не хотят платить, значит, оно порочно, значит, оно и виновато в том, что в нем многие люди едва сводят концы с концами.

- Я считаю, что огромную ответственность за то, что у нас так много бедных, несет государство, - вторит Кате старичок, покупающий копченые сардельки. - Если у человека нет необходимого образования - значит, его плохо учили в государственной школе. Если у него невостребованная специальность - значит, государство не позаботилось о том, чтобы он мог получить ту профессию, которая востребована. Если же он, вот как я, уже не в состоянии работать, значит, государство должно позаботиться о том, чтобы у него была нормальная пенсия... Но я, между прочим, не жалуюсь - я, кстати, не голодаю, мы с женой как-то выкручиваемся. Мне за народ обидно!

И еще одно мнение, которое мне довелось услышать от коллеги-журналиста.

- Я всегда считал, что человек сам является творцом своей судьбы. Единственное, что должно делать государство, - не мешать ему. Не мешать строить жизнь так, как он хочет. Не мешать зарабатывать. Если кто-то не стал богатым, то только по собственной вине. Вот я, например, почти нищий. Но я сам выбрал профессию журналиста, сам не сумел выучить иврит на таком уровне, чтобы работать в ивритских газетах, сам виноват, что не захотел освоить какую-то другую профессию. Софья Рон, к примеру, смогла овладеть ивритом настолько, чтобы работать в газете ''Макор ришон'', а я нет. Так кого мне винить в том, что у меня нет денег? Израиль? Правительство? Да ни в жизнь! Только себя!

"Русский израильтянин"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Русский израильтянин" (Израиль)

Портал ISRA.com - израильские новости
Permanent URL: http://www.isra.com/news/29628
Date: 01.07.2006 | 23:56 | GMT +02
Language: Russian