израильские новости
Раздел: В Израиле
Трудная жизнь «собакотерапевтов»
16.03.2007 | 00:45 | GMT +02
Виктория Мартынова, Новости недели

Леденящие душу истории о нападении собак на детей все чаще встречаются на страницах израильских и зарубежных изданий: «Ротвейлер загрыз ребенка», «Амстаф покусал девочку, которая пыталась его погладить», «Младенец стал жертвой ревности бультерьера».


Подобные заголовки заставляют читателя вздрогнуть и задуматься, стоит ли заводить столь опасного хищника в доме и какие меры безопасности стоит предпринять при случайной встрече с ним на улице.

Пока профессиональные статистические опросы на тему, какой процент населения Израиля панически боится собак, не проводятся. Но есть явные признаки того, что все больше людей шарахаются в сторону, встретив крупный экземпляр «лучшего друга человека», свободно путешествующего по городу. И уже появились те, кто утверждает, что людей - а особенно детей, - которые пугаются собак, надо... лечить. Одними из первых к такому выводу пришли кинологи из Акко - супруги Оксана Самойлова и Александр Гендельман.

...В то утро первоклассник Коля вышел из дому и направился по знакомой улице в школу. Он всегда ходил в школу сам и очень этим гордился, а родителям не приходило в голову, что однажды этот заведенный порядок будет нарушен и вместо уверенного в себе мальчика их сынишка превратится в запуганное существо, которое будет искать место, куда бы спрятаться, завидев на улице щенка. Итак, в тот день шестилетний Коля шел в школу, размышляя о том, что до каникул осталось совсем немного и что скоро начнется замечательное время, когда можно будет гулять хоть целыми днями. Он не сразу понял, что произошло, когда вдруг на него набросилась огромная лохматая белая собака. Она повалила его на землю, уцепилась зубами за его ранец и поволокла по улице. Коля громко закричал, случайные прохожие, услышав крик, бросились на помощь и отбили ребенка. Собака убежала, но она успела несколько раз больно укусить мальчика. Он спрятался от страшного зверя подальше. Нашел щель между забором и стенкой киоска, забился туда и так просидел несколько часов. Он даже не решился забрать кроссовки, которые свалились с его ног, пока собака тащила его по тротуару.

Родители и бабушка сбились с ног, пытаясь найти ребенка. Съежившегося и зареванного его вернули в дом. Взрослые были уверены, что инцидент закончился относительно благополучно, раны вскоре зажили, собаку нашли, она оказалась здоровой, так что ребенка миновала неприятная процедура получения прививок от бешенства. Но как оказалось, взрослые родственники мальчика были очень наивны. Шок, который он пережил, оставил в нем глубокий след. Коля стал бояться выходить за дверь. Отныне даже в школу он отправлялся только в сопровождении отца. И то, если издали замечал собачий хвост, тут же озирался в поисках убежища.

Надежды на то, что время все излечит и вскоре мальчик придет в норму и полностью поправится, не оправдались. Месяц шел за месяцем, но Колино поведение не менялось. Начав со страха перед собаками, он постепенно растерял всю уверенность в себе, стал хуже учиться, меньше общался с другими детьми. Родители привели его к психологу. После применения различных методов внушения, не давших особого результата, психолог отчаявшись вдруг воскликнул: «Эврика! Я знаю, вам следует завести щенка!» Отчаявшиеся родители послушались специалиста, щенок был принесен в квартиру, и ребенок... сбежал из дома». Явно требовалось другое лечение, только вот какое?..

Родители Коли не переставая искали выхода. Однажды знакомые рассказали им о девочке Нике, которой пришлось пережить гораздо худшее. В результате нападения собаки бойцовой породы ребенку пришлось ампутировать ногу, девочка была сильно изувечена, вторая нога тоже была повреждена. В течение нескольких месяцев после получения травмы Ника отказывалась ходить на протезах. Она предпочитала вообще не выходить из дому. Ника стала первой клиенткой Оксаны Самойловой, на этой девочке впервые и опробовали «собакотерапию».

Собаковод с огромным стажем еще с советских времен (в свое время ее воспитанница была чемпионкой Москвы среди ротвейлеров), специалист по бойцовым собакам, Оксана взялась помочь. Вместе с мужем Сашей она занимается различными методиками дрессировки собак, в том числе и с целью помощи детям с проблемами.

В случае с Никой начали с картинок, на которых были изображены милые смешные собачки, дальше посмотрели все мультфильмы, где задействованы эти животные, потом – далеко не сразу – подошли к корзине со щенками, и девочка, которая с трудом передвигалась посмотрела, на них издали, а еще через какое-то время решилась погладить щенка. Потом она рискнула впервые подойти к большой собаке – догу. Выяснилось, что на этом доге можно еще и покататься, если запрячь его в тележку. Покатавшись, девочка наконец рассмеялась. Постепенно именно общение с крупными собаками возвращало Нике душевное спокойствие и уверенность в себе. Конечно, утраченную ногу не вернешь, но к своей инвалидности она стала относиться гораздо терпимее - и самое главное, решилась ходить и даже бегать на протезе.

Психологи утверждают, что именно власть над большим животным, которое готово тебе подчиняться, дает ощущение собственной силы, позволяет преодолеть многие психологические комплексы. Именно на этом основывается методика «лошадиной терапии» для детей с проблемами движения и речи, успешно применяемая в нескольких кибуцах. Общение с крупными собаками – из той же серии. Установив контакт с огромным существом, ребенок чувствует себя защищенным. Именно так произошло с Никой, а потом и с Колей. Вскоре при виде собак он прекратил пугаться и искать убежища. После года отчаяния, семья наконец вернулась к нормальной жизни, а Коля вскоре потребовал: «Берем дога домой». Мне показали и фотографию совсем маленькой девочки, Натали, которая тоже пережила психологический стресс, но сейчас стала спокойной и веселой – и все благодаря огромному черному догу, которого она теперь нисколько не боится.

Такой вот счастливый конец у нескольких драматических историй, случившихся в приморском городе Акко. Историй, которые, как говорится, позвали в дорогу. И вот я уже беседую с семьей кинологов.

- Оксана, почему в маленьком Израиле, где до недавнего времени не сказать чтобы так уж процветало собаководство, вдруг в больших количествах появились агрессивные собаки?

- В Израиле очень часто собак бойцовых пород берут домой люди, которые не имеют ни малейшего представления о том, как их воспитывать. А потом общественное мнение требует добиться изведения таких собак «под корень».

Давайте задумаемся: никому не приходит в голову отказаться от показов тигров или львов в цирке или зоопарке. Но там с хищниками работают грамотные люди, которые хорошо знают, как дисциплинировать животных. В Израиле же традиция воспитания собак пока слаба. Приведу пример для сравнения. В Европе если во время выставки животное зарычало на судью, оно тут же снимается с соревнований и не допускается к племенному размножению. В Израиле я сама наблюдала: пес во время выставки рычит, лает, исходит слюной, но ему присваивается второе место и серебряная медаль. А ведь если он ведет себя агрессивно в такой ответственный момент, значит у него что-то не в порядке с нервной системой, может быть - и проблема в генетике, и его потомство, скорее всего, будет вести себя также. Но это не контролируется.

Важна и процедура приобретения. В Германии, например, можно купить щенка только в специальном питомнике, где за поведением щенков следят с рождения. И если взятый домой щенок оказывается агрессивными, его можно вернуть, если же он признан неисправимым и его приходится усыпить, то бывшие владельцы получают талон, по которому могут приобрести нового щенка. Ничего подобного в нашей стране нет.

- Каковы же меры борьбы, предусмотренные против агрессивных собак в Израиле?

- Согласно закону от 2005 года, в Израиле было решено кастрировать ротвейлеров, амстафов, бультерьеров, аргентинских догов и представителей еще нескольких пород, потому что в результате неграмотного воспитания эти собаки нападают на людей. (Кстати, в список опасных пород не попала кавказская овчарка, хотя это большая и довольно опасная собака, которая плохо адаптируется к израильской среде, особенно к городским условиям, а экземпляров этой породы в Израиль за последнее время привезено немало.) Идея борьбы с этими собаками с помощью кастрации – весьма странная, тем более в наш век, когда нет отбоя от желающих встать на защиту прав животных и даже отстоять эти самые права в БАГАЦе.

Кстати, и с пострадавшими детьми Никой и Колей работали именно наши собаки - ротвейлеры, трудяги и умницы, и они действительно сумели помочь этим детям. И еще я использую бультерьеров.

- Булей? Но ведь это одна из самых опасных пород?

- Как раз нет. Просто надо знать специфику этой породы. Это собака – крысолов. Она специально выведена с пониженным порогом болевой чувствительности и очень крепкими зубами. Вывел породу британский портовик, который измучился бороться с крысами. С ними не справлялись даже кошки, крысы их просто загрызали. И порт терпел большие убытки, потому что крысы в огромных количествах уничтожали зерно. Когда появились бультерьеры – пришло спасение. И до сих пор в Англии устраиваются в ямах схватки булей с крысами. Понятно, что эту особенность собак надо учитывать и заниматься ими профессионально.

Вот такие сведения я узнала от Оксаны.

Тут бы и прослезиться от умиления в отношении изобретательных репатриантов, которые нашли свою нишу в Израиле, к тому же такую необходимую в наше непростое время. Но действительность как всегда оказывается сложнее предположений. Утверждаться в кинологическом бизнесе совсем не просто, особенно без нужных связей и умения вести бизнес.

Сотрудник кибуца «Гаатан» Ярон Вайсман поясняет, что супруги выращивают замечательных, очень качественных собак, но объединение кибуцев севера страны уже подписало договор с другой фирмой и не может его отменить. Кроме того, супруги считают, что брать деньги с пострадавших от собак людей - несправедливо, поэтому они пытаются заработать на частной дрессировке, подготовке собак для охраны сельскохозяйственных угодий и так далее, а это совсем непросто.

Вот что рассказывает об этом Александр Гендельман: «Каким бы странным это ни казалось, но в Израиле, где всегда занимались сельским хозяйством, а кибуцы просто стали предметом национальной гордости, давно отказались от использования собак для охраны сельскохозяйственных угодий. Мы предложили нескольким хозяйствам попробовать такого рода службу, и проба оказалась удачной. Мы специально воспитываем для этого собак. Но для того, чтобы продвинуть дело дальше, нужен первоначальный капитал, а его у нас нет, и мы, имея за душой несколько доказавших свою пользу проектов и небольшой питомник, в котором проживает тридцать собак различных пород, сегодня не знаем, как продержаться. Поэтому мы ищем поддержку».

По мнению Александра, в Израиле все больше боятся собак, но никак не научатся извлекать из них пользу. «И здесь мы можем сказать свое слово», - говорит он. Хотелось бы надеяться, что супругам Гендельман все-таки представится такая возможность.

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Портал ISRA.com - израильские новости
Permanent URL: http://www.isra.com/news/29928
Date: 16.03.2007 | 00:45 | GMT +02
Language: Russian