израильские новости
Раздел: В Израиле
Христиане на Святой земле – попытка диалога
29.03.2007 | 01:22 | GMT +02
Гарри Резниковский, ISRAland

Христиане надеются стать тем мостиком, который соединит представителей всех конфессий, живущих на Святой земле. Вот только ни мусульманам, ни иудеям эта идея пока не кажется привлекательной.

Христианский Иерусалим миниатюрен и весь умещается в нескольких кварталах Старого города. Иерусалим францисканцев совсем невелик, но именно им поручено быть глазами Ватикана в Израиле, палестинской автономии, Сирии, Ливане, Иордании Египте, на Кипре и Родосе. Эту честь они завоевали, проведя на Святой земле 800 лет. Приличный срок даже по меркам Эрец-Исраэль, где счет идет на века, а то и тысячелетия.

И все же францисканцев на Святой земле немного, да и число христиан в целом невелико. К тому же, оно имеет свойство сокращаться – медленно, но неуклонно. Поэтому Пьербаттиста Пиццабалла, уже 17 лет занимающий пост кустода, хранителя Святых мест Иерусалима и Ближнего Востока, сдержан в оценках. Он с удовольствием говорит об истории, рассказывает, как его ордену удалось то, что не удалось крестоносцам, о храмах и святынях, выкупленных, полученных в аренду или в дар, о школах и больницах, но не слишком словоохотлив, когда речь заходит о современности.

Отношения с Израилем? Нормальные. Ватикан признал государство Израиль, есть споры, вызванные размером налогообложения, но в целом все хорошо. Отношения с палестинцами? Нормальные. Правительство ХАМАСа не чинит препятствий. Христиан на Святой земле все меньше, но причины этого, скорее, экономические, кроме того, не все готовы быть представителями меньшинства. «Я не думаю, что Израиль или ПА проводят антихристианскую политику, - говорит Пиццабалла, - Если честно, я не думаю, что они вообще проводят какую-то последовательную политику в отношении христиан – их занимают другие проблемы».

Христиане на Святой земле – попытка диалога


Когда речь заходит о недавно взорвавшейся «бомбе» - фильме Джеймса Камерона и Симхи Якобовичи The Lost Tomb of Christ («Потерянная могила Христа»), кустод становится ироничен и даже язвителен. По его мнению, имена на оссуариях ничего не значат, кроме того, что в них были похоронены люди, которых звали Иешуа сын Йосифа и Мария. Тут даже не о чем спорить. И потом: «Никакие доказательства не изменят то, во что миллионы людей верили многие сотни лет».

Пиццабалла читал ТАНАХ (Тора, невиим, ктувим – Пятикнижие Моисеево, пророки, писания) на иврите, который он выучил в Еврейском университете. Он достаточно долго занимает свой пост, чтобы знать, как непросто складываются отношения между церквями на Святой земле. И не только здесь – «евангелисты относятся к католикам намного хуже, чем к евреям, но святые места, которые находятся под нашим патронажем, открыты для всех». Поэтому кустоду приходится быть дипломатом. И, как хороший дипломат, он говорит только, что англиканам стоит быть деликатнее, когда они решают высказаться о такой непростой теме, как ближневосточный конфликт (вместо этого в 2005 году англиканская церковь объявила бойкот Израилю).

***
Брату Сергею проще – ему не надо взвешивать каждое слово, ведь он пока даже не настоящий монах, хотя, быть может, еще станет им. У католиков это теперь долгий процесс, который затягивается на годы – чтобы человек сначала подумал, а уж потом принимал решение.

Брат Сергей – самый необычный человек, который повстречался нам в Францисканском монастыре. Он из Оренбургской области, католический храм впервые увидел в Поволжье, потом оказался в Италии, а теперь – в Старом городе Иерусалима, где он продолжает духовное образование. Итальянский у него уже свободный, сейчас он учит иврит. Пробовал учить арабский, но затем отказался от этой затеи – «ментальность у нас не совпадает».

Христиане на Святой земле – попытка диалога


Когда-то он был военным врачом, плавал на подлодке, а теперь ведет группу русскоязычных журналистов к Храму Гроба Господня, рассказывая по дороге о «статус кво» между шестью церквями, из-за которого любые, даже самые незначительные изменения в храме превращаются в длинную, запутанную историю с интригами и бурными спорами.

Даже лестница, приставленная к одному из окон храма, стоит там с незапамятных времен – проще оставить, чем решить, кому позволено ее забрать. И железные ограждения вокруг Кувуклии – часовни, под которой находится пещера Гроба (увы, ненастоящая) не могут снять с 1929 года, так как спор о том, кто займется ремонтом часовни, пострадавшей при землетрясении 1927 года, все еще не завершен.

***
После храма нас ждет прием у латинского патриарха Иерусалима. Собственно, он и является «главным героем» поездки, но Мишель Сабах еще более сдержан в высказываниях, чем хранитель святых мест. Наверное, это предсказуемо – раньше встреч такого рода не было и Сабах, не слишком хорошо зная визитеров, предпочитает максимально мягкие формулировки.

Выяснилось, что католиков в Израиле и ПА – около 200 тысяч, примерно столько же, сколько в Иордании. В Израиле главными центрами католичества являются Иерусалим, Нацерет, Яффо и Беэр-Шева, где служба проходит не только на арабском, но и на иврите. Сабах надеется, что христиан будет больше – за счет репатриантов из бывшего СССР, среди которых, по его словам, 400 тысяч неевреев, но говорить о массовом переходе в католичество нет оснований – в большинстве своем репатрианты остаются светскими людьми, а те, что приходят к христианству, предпочитают более привычное православие.

Кстати, по словам Сабаха, традиционные церкви не ведут миссионерской деятельности, оставляя это христианским сектам. Патриарх говорит, что на Ближнем Востоке религию не выбирают – с нею рождаются, и хотя случаи перехода в другую веру бывают, это именно случаи, тогда как обычно родившийся христианином остается христианином, а мусульманин – мусульманином. Так, по крайней мере, обстоит дело в арабском обществе, где велика власть клана, семьи.

Христиане на Святой земле – попытка диалога


Возможно, патриарх и придерживается радикальных взглядов на арабо-израильский конфликт, то во время встречи он выглядит воплощением умеренности – да, он палестинец, не забывающий, сколько проблем для паствы создают армейские КПП, «стена безопасности» и запрет на получение израильского гражданства для палестинцев – мужей и жен израильских арабов. Но он помнит и о том, что ХАМАС не занимается всерьез исламизацией населения ПА только потому, что сейчас у него есть другие проблемы.

Среди арабских депутатов кнессета есть трое христиан, это Азми Бшара (БАЛАД), Хана Суэйд (ХАДАШ) и Надия Хилу («Авода»). О Бшаре в последнее время было слышно только в связи с его поездками в Сирию и антиизраильскими высказываниями. И все же Мишель Сабах убежден, что все трое «христиане, арабы и израильские граждане, живущие в соответствии с законами этой страны». Он надеется, что их деятельность пойдет на благо общины, хотя понять, каким образом визиты Бшары могут помочь израильским арабам-христианам не так уж и просто.

Кстати, говорят, что именно латинский патриарх является приверженцем концепции «мостика между конфессиями». А еще говорят, что она пока находит приверженцев только среди христиан.

***
Самая неформальная и потому самая интересная часть поездки пришлась «на сладкое» - после встречи с патриархом нам предстояло общение с палестинцами-христианами. Расположились за столами. За наш уселся Джек Хазмо – единственный среди присутствующих прихожанин сирийской православной церкви и издатель Al-Bayader Magazine. Естественно было начать разговор с вопроса об отношении к его изданию палестинских властей. Выяснилось, что некоторые публикации вызывают недовольство, но серьезной цензуре журнал не подвергается – «сейчас не времена Арафата».

По большому счету, цензура и не нужна – различия между позицией ХАМАСа и той, которой придерживается Хазмо, безусловно, существуют, но сходства намного больше. Например, такой вопрос, как право палестинских беженцев на возвращение – наш собеседник уверен, что первым делом это право следует признать. А потом? Потом всякое может случиться, может быть, часть беженцев решит не приезжать, ограничившись денежной компенсацией. В Израиле почти не встретишь людей, которые бы согласились на такое.

Христиане на Святой земле – попытка диалога


Джека Хазмо говорит, что израильтяне зря беспокоятся по поводу палестинских учебников – в них вовсе не отрицается право Израиля на существование. Наоборот, там говорится, что Израиль есть и захватил палестинские земли. И что их надо вернуть. Похоже, он готов удовлетвориться теми территориями, которые перешли под израильский контроль после Шестидневной войны. Вот только согласится ли ХАМАС на такую «программу-минимум»?

Кстати, ответственность за то, что на выборах в автономии победил ХАМАС несет, конечно же Израиль. И в том, что в регионе усиливается влияние религиозных радикалов тоже виновато еврейское государство. Впрочем, заканчивается разговор вполне миролюбиво – арабской поговоркой, которая в самом вольном переводе звучит как «увиденное глазом ближе к сердцу». По-русски в таких случаях говорят «надо чаще встречаться». Надо, конечно. Жаль только, что со всем населением автономии так не встретишься и не поговоришь…
Портал ISRA.com - израильские новости
Permanent URL: http://www.isra.com/news/29946
Date: 29.03.2007 | 01:22 | GMT +02
Language: Russian