израильские новости
Раздел: Арабо-израильский конфликт
Политика сдержанности или сила сдерживания?
30.04.2007 | 01:06 | GMT +02
Александр Майстровой, Новости недели

59 год независимости Израиля предшествует юбилейному - 60-му; время подведения итогов, анализа побед и поражений, тенденций в самой стране и в окружающем ее мире, переосмысления старых концепций и определения приоритетов.


Нынешний Израиль являет собой странное сочетание силы и неуверенности в себе. Он - свидетельство успешности и одновременно несостоятельности в вопросах жизнестойкости государства: национальная самоидентификация, национальная воля и осознание своего национального пути. Народ наделен отменным жизнелюбием и сильной волей к жизни, но ведом людьми, лишенными видения целостной картины мира, дара государственного предвидения и стратегического мышления. В некотором смысле народ Израиля похож на Гулливера, связанного лилипутами, обитающими в мире иллюзий и сиюминутных интересов. И все это - на фоне динамичных и тревожных процессов, происходящих во всем мире.

Мы можем сравнить нашу ситуацию с той, что была в 20-х годах прошлого столетия: внешнее благополучие и внутренние тектонические изменения. Формально, с точки зрения поверхностного, стороннего наблюдателя положение евреев после Первой мировой войны никакой тревоги не вызывало, более того -выглядело вполне благополучным и радужным. Еврейская жизнь расцветала по всей Европе, многие наши соплеменники преуспевали, достигая невиданных прежде успехов в бизнесе, политике, науке и искусстве. В Советском Союзе, как и нередко в странах западной демократии, они занимали ведущие посты в государстве.

Однако тучи уже сгущались, и необычайно быстро. Древняя вековая ненависть поднималась из самых мрачных глубин человеческого подсознания и, ничем не сдерживаемая, захватывала потерявшие ориентиры массы. Интеллектуалы видели в евреях враждебную и опасную силу. Средневековые мифы, трансформируясь, обретали новые и зловещие образы. А получившие материальные возможности и равные права евреи теряли собственные ценности и чувство реальности, замыкаясь в своем самодовольстве и мире иллюзий.

Сегодня, спустя более 60-и лет после Катастрофы и почти 60-и лет после создания Израиля мы возвращаемся на похожий виток истории. Мы видим необъяснимый, иррациональный всплеск ненависти к Еврейскому государству со стороны значительной части мирового сообщества, его правых и левых, интеллектуалов и правозащитников. И уже не только в Европе, но даже в Америке, где университетские кампусы и значительная часть уже состоявшейся интеллектуальной элиты заражена юдофобией, скрывающейся под модным антиизраилизмом. Мы видим стремление демонизировать Израиль, возложить на него ответственность за все провалы и неудачи человечества. Мы видим, как Израиль настойчиво превращают в изгоя мирового сообщества, как под вопрос ставятся уже не только его интересы, но и право на само его существование. Мы наблюдаем поразительный феномен сочетания несочетаемого: радикального экстремистского ислама и "просвященного либерализма". Недавнее решение британских журналистов бойкотировать нашу страну – ярчайший тому пример и доказательство.

И так же, как в 30-е годы прошедшего "века-волкодава" полностью ассимилировавшиеся еврейские общественные деятели не замечали сгущавшейся смертоносной тьмы, так и нынешние лидеры Израиля пребывают во власти безграничного самодовольства и мелкотравчатых амбиций. Планы одностороннего ухода из Иудеи и Самарии уже после того, как стала очевидной трагическая ошибочность уничтожения поселений в секторе Газы; бравурные декларации и полная политическая некомпетентность в последовавшей за этим войне в Ливане; несостоятельность попыток остановить ракетные обстрелы из Газы; флирт с саудовцами вокруг их инициативы, цель которой – сдержать Иран за счет Израиля и тем самым убить двух зайцев одним выстрелом; обещания создать палестинское государство в Иудее и Самарии под откровения ХАМАСа о том, что они никогда не признают Израиль, – все это звенья одной цепи. Только диву даешься, чего здесь больше: близорукости, безответственности или инфантильности. Но даже дети играют в "Монополию" более разумно и ответственно, чем наши государственные мужи – в политику.

С момента Осло "политика сдержанности" стала своего рода первой и даже исключительной заповедью наших вождей. Она не подвергалась переосмыслению, даже явив свою полную несостоятельность. Шарону потребовалось три года чудовищных терактов, чтобы принять решение об уничтожении главарей ХАМАСа. А когда ХАМАС уже поджал хвост и в воздухе витали очертания победы, он уничтожил поселения в секторе Газы и "сумел вырвать поражение из пасти победы", как метко выразился Черчилль по другому, правда, поводу. Когда из "освобожденной" (от евреев) Газы начали лететь ракеты, его преемник и его министр обороны также провозгласили "политику сдержанности", периодически вводя на десять километров танки и спешно выводя их оттуда. Эта порочная практика привела к драматическому фиаско во время Второй ливанской войны. Израиль получил "зеленый свет" не только из Вашингтона, но и из Парижа, проучить Сирию, однако не только не сделал этого, но и не смог нейтрализовать "Хизбаллу". Бессмысленные бомбардировки Бейрута принесли лишь ненависть и презрение арабов и осуждение всего мира, однако были представлены нашими политиками как проявления все той же пресловутой "политики сдержанности". Результатом всего этого стала чреватая кровавыми осложнениями потеря Израилем своего имиджа сильного и решительного государства. Порог его сдерживающей силы сегодня столь низок, что даже Сирия, еще полгода назад не помышлявшая о конфликте с Израилем, демонстративно угрожает нашей стране и готовится к войне.

Мусульманскому миру не хватает только собственного ядерного оружия, чтобы в очередной раз попытаться иссечь "сионистскую опухоль" и полностью стереть ее с лица земли. Иранский "ядерный зонтик" ликвидирует последнее препятствие истребительным планам наших многочисленных врагов, что может произойти быстрее, чем многие планируют. Готов ли Израиль к предстоящим испытаниям?

Или вновь восторжествует "позитивный и рационалистический подход"? Как вещали наши аналитики и политики (Алуф Бен и Реувен Педацур из "Хаарец", Хаим Рамон и другие) всего за пару месяцев до событий в Ливане, Насралла не был заинтересован в провокациях против Израиля, поскольку не хотел "ставить под угрозу свою инфраструктуру".

Чтобы принимать правильные решения, надо, по крайней мере, понимать, с кем имеешь дело. Парадокс в том, что ни Насралла, ни Башар Асад, ни Халед Машаль даже не пытаются скрыть свои взгляды и намерения, как не скрывали их ни Гитлер, ни Арафат. Однако им по-прежнему пытаются приписать некие иные, "рационалистические" мотивы, внедрить в них западные нормы и мировоззрение. А надо всего лишь услышать их! И когда заместитель Хасана Насраллы шейх Наим Кассем говорит, что "самопожертвование для нас ценно, священно, достойно и величественно" и "для нас великая честь быть обвиненными в культуре, возвеличивающей мученичество", это никак не может означать, что "Хизбалла" будет соблюдать "правила игры, установленные международным сообществом".

Если Сирия заявляет, что готова к войне с Израилем, если она размещает на своей границе с Израилем иранские ракеты и приобретает у России ультраэффективные противотанковые ракеты, то это вряд ли означает, что Асад "стремится к миру", как утверждают многие наши политики. Когда Башар Асад говорит, что начнет войну против Израиля, если не получит Голанские высоты, то он имеет в ввиду именно то, что говорит. Что начнет войну, а не протянет руку мира. И если и здесь главной заповедью останется "политика сдержанности" и вера в "здравый смысл" наших врагов, то мы рискуем быть застигнутыми врасплох сирийцами так же, как были застигнуты врасплох "Хизбаллой". Только с намного более тяжкими последствиями. Израиль не может позволить себе подойти обессиленным и деморализованным к моменту, когда иранские фанатики обретут ядерное оружие. Как никогда раньше, он должен вернуть себе утраченную силу.

"Основной вопрос, который волнует нас сегодня, таков: может ли традиционная политика сдержанности обеспечить безопасность? - вопрошает директор Института Ближнего Востока в Вашингтоне Роберт Сатлоф. - Наступает исторический период, когда вражеские государства, стремящиеся к уничтожению противника, получат такую возможность. Их не сдерживают никакие международные уложения, ограничивающие противостояние "холодной" войной. Если бы я был израильтянином, то хотел бы, чтоб мое правительство полностью изменило правила игры и разработало принципиально новую концепцию защиты страны, соответствующую наступающей эпохе ядерного террора".

"Политика сдержанности, применяющаяся сегодня, рассчитана на то, что по другую сторону баррикад находится человек, мыслящий в соответствии с вашей логикой, не желающий стать террористом-самоубийцей и таким образом приобщиться к лику святых, - развивает Сатлоф свою мысль. - Но сегодня мы имеем совершенно иную ситуацию, пугающую не только Израиль – хотя его положение наиболее опасно. Необходимо заменить политику сдержанности на более жесткую политику недопущения, которая предполагает большую решительность на базе стратегических расчетов. При необходимости – использовать военную силу, но не допустить, чтобы враг получил возможность уничтожения".

Хотелось бы, чтобы эти слова были услышаны нашими руководителями. Но веры в то, что это произойдет, увы, не слишком много...

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Портал ISRA.com - израильские новости
Permanent URL: http://www.isra.com/news/29990
Date: 30.04.2007 | 01:06 | GMT +02
Language: Russian