израильские новости
Раздел: В Израиле
Обывательская и чиновничья истерия
19.08.2007 | 22:43 | GMT +02
Лев Меламид

Каждый год Центральное статистическое бюро Израиля публикует данные о количестве израильтян, покидающих страну. Последний отчет, опубликованный 14 августа, дает картину «йериды» за 2005 год.

Согласно этому отчету в 2005 году 21,5 тысяч израильтян переехали на постоянное жительство за рубеж, и лишь 10,5 тысяч вернулись в Израиль после длительного пре6ывания за границей.

Однако, прежде, чем комментировать этот факт, обратимся к истории и вспомним, что явление «йериды» существовало уже во времена британского мандата, когда уезжали как по меркантильным причинам в США, так и по идеологическим – в сталинский СССР. Часть бежавших из нацистской Германии евреев оставила Палестину при первой же возможности, кое-кто даже до возникновения Государства Израиля на политической карте мира. «Йерида» ультрарелигиозных евреев существовала и в год образования Государства Израиль. Но особых размахов это явление достигло в 60-70-е годы, когда людей потянуло в страну «неиспользованных возможностей». Удивительное дело, именно, с началом экономического бума в израильском государстве, его стали оставлять деловые и инициативные молодые люди, перед которыми, казалось бы, должны были открыться новые горизонты для реализации их амбиций. Но молодежь тянуло подальше от израильской действительности, которая в те годы была насквозь пропитана идеологией отцов-основателей государства, опорой которой служили три главных кита: сионизм, замешанный на социалистических идеях, ЦАХАЛ, противостоящий непрерывной арабской военной угрозе, и алия, цели которой были благородные – собрать всех евреев на Земле Израиля, - но утопические и далекие от действительности, как лозунг Великой французской революции о «свободе, равенстве и братстве».

Тем не менее, отношение к «йордим», то есть к тем, кто эмигрировал из страны, всегда было в обывательской среде сугубо отрицательным. Этих людей презирали, считали предателями. Особой популярностью пользовалась тогда байка, рассказанная самой Голдой Меир, о ее посещении нью-йоркского ресторана, где официант говорил на иврите. Когда она спросила, откуда он знает иврит, официант ответил, что несколько лет назад уехал из Израиля.

- И что же ты делал там? - Спросила тогдашний премьер-министр Израиля.

- Тоже работал официантом, - ответил молодой парень, в смущении потупив глаза.

Не знаю, как этот официант, но известно, что тысячи израильтян призывного возраста, обосновавшихся в Америке, ринулись обратно в страну в первые дни Войны Судного дня. В американских аэропортах шла драка за билет в Израиль, а в аэропорту в Лоде (нынешний аэропорт им. Бен-Гуриона) были устроены призывные пункты для прибывающих резервистов, которых тут же отправляли на фронт.

Война кончилась, и выжившие ре-эмигранты вернулись обратно, к своим бизнесам, в Америку, туда, где у них, по-видимому, уже был налажен быт, устраивающий их больше, чем израильский. Но странное дело, при этом они жили своей сплоченной общиной в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и других крупных городах Америки. Они оставались там израильтянами, гордящимися своей голубой «паспортиной», называемой в их среде «дарконом». А абсолютное большинство из них регулярно навещало Израиль, где жили их родственники и друзья по школе, армии, университету.

Так, разве таких людей можно называть предателями!

Несколько лет назад, будучи в Москве, я познакомился с живущими там русскоязычными израильтянами, которые создали в центре города клуб «Даркон». Вход в него был только по предъявлению израильского паспорта. На первые собрания клуба приходило до тысячи человек. Потом интерес к нему упал, но важен сам факт того, что даже в Москве, даже среди бывших репатриантов 80-90-х годов израильская сплоченность «работает», и от нее никуда не деться.

Меня совершенно ошеломила встреча с одним из создателей клуба у него в офисе. Молодой человек лет тридцати встретил меня в своем кабинете, где по обе стороны его громадного канцелярского стола на высоких флагштоках развевался израильский флаг.

- Через месяц я буду в Иерусалиме, - сказал мне этот израильский «новый русский». – Еду улаживать дела с милуимом.

- Но если ты сообщил, что за границей, то и не призывают… - попытался я объяснить, что ничего улаживать не надо, что он автоматически выпадает из списков резервистов, подлежащих призыву.

- В том-то и дело. Хочу напомнить о себе, а то что-то они перестали мне присылать повестки. Наверное, забыли меня…

- Что? Ты хочешь идти в милуим?! – Вскричал я. – А как же бизнес?

- С бизнесом все в порядке. Он у меня тут хорошо налажен.

Наверное, этот «йоред» не типичный, но хорошо бы взять с него пример тем израильтянам, которые любят порассуждать об эмигрантах, оставивших страну на произвол судьбы, а сами ищут любой повод, чтобы увильнуть от милуима.

Я не вижу ничего ужасного в том, что около 10% израильтян живут вне пределов Израиля. В конце концов, мы живем в свободной стране, где у каждого есть право выбора места жительства и работы. Каждый волен выбрать себе ту или иную «америку» и не нам его клеймить позором.

Поэтому мне совершенно непонятна истерия наших политиков, когда они начинают говорить о «йериде» и искать пути ее предотвращения. Сейчас министерство абсорбции разрабатывает новую программу по возврату «йордим». Такие возвращающиеся израильтяне должны будут получить статус «тошав хозер» («вернувшийся житель»), практически, со всеми причитающимися новым репатриантам льготами. Спрашивается, для чего нужна эта дорого стоящая пиар- кампания, которая вряд ли соблазнит профессора из захолустного американского университета или дельца из Киева. Если они уж и решат вернуться, то таможенная льгота их, поверьте, будет волновать в последнюю очередь. Неужели чиновники из министерства абсорбции всерьез думают, что бывший израильтянин, а ныне американский ученый, клюнет на годичный или, в лучшем случае, двухгодичный грант, когда он прекрасно знает, что потом останется ни с чем? Вот если бы создать для него постоянное место работы, тогда бы этот ученый, быть может, и задумался бы. Но… недалекие умы израильских чиновников и политиканов заняты борьбой с «йеридой». И в этой истеричной суете они думают, что делают благое дело. Израильтянин остается израильтянином в любом месте. Он узнаваем в любой точке мира. И он очень хорошо знает свою страну. Его, как говорится, на мякине не проведешь. А это, именно, то, что собираются сделать, предоставив вернувшимся «йордим» статус «тошав хозер».

Мне возразят, «йерида» страшна тем, что в нееврейской среде евреи больше подвержены ассимиляции, нежели в Израиле. Я согласен, что это, действительно, очень серьезная проблема, которую должен решать весь еврейский мир. Может быть, ассимиляция представляет сегодня самую большую опасность для еврейского народа, но решать ее надо путем приобщения евреев к своей традиции, истории, языку. А кто лучше, чем израильтянин-«йоред» знает все израильские праздники и традиции, с которыми он успел познакомиться в детстве? Интересно, что подавляющее большинство «йордим» чтят в той или иной степени еврейскую традицию, не говоря уже о том, что дома они разговаривают на иврите.

Разумеется, я тоже хотел бы, чтобы все израильтяне жили здесь. Но я за то, чтобы тех, кто избрал себе другую страну проживания, уважали бы не меньше, чем жителей Государства Израиля. В конце концов, мы все остаемся обладателями израильского гражданства, и, если мы готовы за это проливать кровь и отдавать жизнь, то это - самое главное.

(Статья также опубликована в номере газеты "Эхо" от 20 августа 2007 г.)
Портал ISRA.com - израильские новости
Permanent URL: http://www.isra.com/news/30068
Date: 19.08.2007 | 22:43 | GMT +02
Language: Russian