израильские новости
Раздел: В Израиле
Что мы хотим поменять в школе
20.03.2010 | 13:31 | GMT +02
Что мы хотим поменять в школе Каждый раз, когда в публичных дискуссиях, или приватных беседах заходят разговоры о школе, обязательно в них звучат слова о физике и математике, как об учебных предметах, которые необходимо изучать школьникам, и чем серьёзнее изучать, тем лучше. Потом обычно следуют слова о дисциплине учащихся, насилии в школах, зарплате учителей и их квалификации, количестве учащихся в классах. Обычно этим и исчерпывается «джентльменский набор» - первая серия наиболее существенных претензий родителей к школьному образованию.
Во вторую очередь, у каждого – свои, личные претензии к той школе, которую посещает ребёнок. Святая уверенность участников дискуссий в том, что достаточно решить называемые ими проблемы - и остальное наладится, покоится на простом доводе: «А как же иначе?».
Чтобы понять, а почему может быть иначе, нужно разобраться, что такое учебный процесс и каковы его законы. Тема эта, как будто совершенно понятная любому здравомыслящему человеку, на самом деле таит в себе достаточно трудностей. Именно поэтому мы так долго топчемся на месте в проблемах реформы.
Первый же вопрос, которым мы задаёмся: кем мы хотим видеть своего ребёнка, когда он вырастет? При том, чтобы он был здоров, разумеется? Хотим ли, чтобы он стал богатым и успешным бизнесменом, или просто человеком с надёжной, востребованной профессией, устроенным в жизни, хорошим семьянином, - и дальше наши пожелания не распространяются? Или чтобы он стал известным музыкантом, художником, человеком искусства? Может быть, учёным, врачом, адвокатом? Или мы видим его хорошим преподавателем, уважаемым и умеющим обучать других людей различным видам деятельности, специальностям?..
Областей применения человеческих сил и способностей много, все не перечислишь, но большинство из нас сходится на том, что в любом случае наши дети и внуки должны получить хорошее образование, основу, опираясь на которую они смогут преуспеть в любом деле, которое они сами себе выберут. Естественно, продолжая доучиваться, но уже целенаправленно, в той области, которую выберут главной в своей жизни. И вот тут-то перед нами возникает первая серьёзная проблема: чему учить? Чем наполнить корзину под туманным названием «общее образование»?
Здесь начинаются диспуты, надежды, разочарования, поиски согласия между родителями, учителями, чиновниками минпроса, государственными интересами и государственной же казной. Кончается, как правило, отсутствием консенсуса между сторонами, волевыми решениями чиновников, и всеобщим недовольством школьным обучением. Проблема эта – следствие нашей уверенности, что такая корзина существует, и дело лишь в том, чтобы её найти. Именно тут мы попадаем в тупик, который начинают осознавать всё больше и больше людей: такой корзины просто не существует, а дело обстоит намного сложнее, но отказаться от мечты найти такую корзину – свыше наших сил, и мы снова, каждый год, отправляемся на поиски под девизом «Даёшь реформу!».
Из этого порочного круга необходимо найти выход, и один из вариантов, по всей видимости, таков: допустить, что искомое общее образование действительно существует, но общим оно будет только, не побоимся этого слова, в пределах полноценной грамотности, которая включает в себя следующее:
- умение писать и читать, как минимум, на двух обязательных языках, иврите и английском (и очень желателен третий);

- умение свободно считать без калькулятора, на бумаге, в достаточно широких пределах. В том числе, и используя формулы сокращённых вычислений;
- умение пересказывать связно, своими словами, прочитанные тексты и отвечать на вопросы по прочитанному;
- умение поддерживать беседу, связно описывать то, что они видят вокруг, излагать свои мысли (элементы риторики).
Это – общий, подготовительный этап. Основа всего дальнейшего обучения. Строго говоря, всё дальнейшее школьное образование есть развитие этой основы применительно к различным конкретным областям знаний об окружающем мире, и определяется оно способностями и интересами учащегося. С этого момента начинается ориентация ученика в окружающем мире. Выбор им своего пути. Заметим, что возрастные рамки приблизительны. Все дети, как известно, разные, с разным уровнем дошкольной подготовки, из разных семей и так далее. Некоторые будут готовы уже в восемь – девять лет, а кто-то – только к десяти – одиннадцати. Страшного в этом ничего нет, всё индивидуально. Важно только, чтобы этот этап был усвоен прочно, ибо это, повторим, основа всего последующего образования. Фундамент.

* * *
Физика, математика, химия, биология, обществоведение, ТАНАХ, некоторые другие учебные дисциплины – мы считаем их костяком, основой школьного образования, и требуем, чтобы они изучались подобающим образом. Но на чём основывается эта наша уверенность, если в жизни, в повседневной практике, как показывает опыт, огромный массив школьных знаний быстро выветривается из головы за ненадобностью, поскольку от бывших школьников требуется, чаще всего, не то, чему учили в школе, а нечто другое. Эта школьная «предметная сетка» традиционна, мы привыкли к ней ещё с детства, но за последние десятилетия целый ряд наук, которые мы считаем базовыми учебными предметами, расплылся и стал виртуальным «нечто».
Эти понятия, ещё говорящие что-то людям старших поколений, давно уже отучившимся, невразумительны для нынешних школьников. Мало кто из учащихся сможет сформулировать их содержание, предмет. Изучение, к примеру, физики и математики как отдельных самостоятельных учебных предметов в курсе школы превращается в выполнение известного приказания: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что». В сказках такие поручения давали с недобрым умыслом. А у нас? За что мы так не любим своих детей и внуков?
Планировать учебный процесс сейчас необходимо иначе, если мы хотим сохранить школу и не калечить детей. Что имеется в виду? Речь идёт о совершенно новом для школы, зато понятном по жизни разделении всего массива знаний об окружающем нас мире на неко-торое число областей – областей знания. Областей, состоящих из различных групп научных дисциплин, видов искусств, разных ремёсел, - самостоятельных структурных единиц, но в которых присутствует общий корень, давший жизнь этим структурным единицам. Словно куст, выросший («реализовавшийся») в нескольких разных стволах.
Например, «куст» дисциплин, в которых изучаются живые организмы, живое. То, что можно назвать область биологических знаний. Это и необъятная медицина, с её сотнями подгрупп различных частных дисциплин, и общая биология, и разросшиеся (тоже состоящие из десятков и сотен ручейков – направлений) самостоятельные науки: зоология, физиология, анатомия, и ряд других. Другой «куст»: область социально-общественных знаний, который охватывает и огромные поля правовых дисциплин, и этику отношений, как межличностных, так и межобщинных; принципы построения внутри- и межгосударственных отношений; традиции, верования и виды религий, как феноменов культуры различных этносов и целых народов, и пр.
Можно обозначить ещё несколько областей, но цель этой статьи – обозначить подход к школьному учебному процессу, принцип построения современной школы. Оговоримся, что предлагаемый проект ориентирован на Израиль, поскольку в каждой стране – свои конкретные особенности и свои сложившиеся культурные традиции, хотя и основан он на общетеоретических принципах педагогики.
Что даёт предлагаемый подход кроме неудобств переходного периода: переучивание огромной массы учителей; неизбежные увольнения: истрёпанные нервы, потеря частью людей денег и общественного статуса; переналадка неуклюжей бюрократической министерской машины; взбалтывание и тряска всего общества, а в результате – туманные перспективы хорошего образования. Стоит ли игра свеч?
Она неизбежна. У нас нет иного выхода: время поджимает, и процесс деградации здравого смысла, потери устойчивости стремительно набирает силу, а это самый верный показатель неблагополучия именно в обучении в школе. Что такое «здравый смысл»? Это устойчивость к внешним воздействиям, которая предполагает умение проанализировать проблему и решить ее. И неважно, что это за проблема: организационная ли, научно–техническая ли, моральная ли, юридическая ли, и пр. Строго говоря – вся наша жизнь состоит из решения задач, больших или маленьких, и залог успеха - в умении предвидеть, как минимум, ближайшие последствия своего решения, поступка.
Самый простой бытовой пример: я решил не проверять, закрыты ли газовые конфорки на кухне, и ушёл из дома. Надолго. А на плите что-то варилось… Если газ не взорвался, а потери ограничились лишь сгоревшей кастрюлей, это означает, что моё решение «не проверять» было не оптимальным. Если взорвалось, то ошибочным. Или трагически ошибочным – смотря по тяжести последствий. Аналогично – в дорожном движении. Аналогично – практически в любой сфере нашей жизни. Анализу своих действий, «работе над ошибками», школьников необходимо учить (приучать) как к норме повседневной жизни, и чем раньше начать – тем лучше. И приучать именно в повседневной прак-тике. Чтобы выработалась привычка самоконтроля, которая дальше пойдёт с человеком по жизни. Великий педагог В.А.Сухомлинский так сформулировал кредо учителя: «Как можно больше уважения к ученику, и как можно больше требовательности к нему». Так формируется психологически устойчивая личность. Неустойчивость общества начинается с личной неустойчивости его граждан, а здравый смысл – одно из важнейших качеств психологически устойчивой личности.
У нас сбиты ориентиры нормального самоуважения, а это означает, что они не были выработаны у нас в детстве и отрочестве. Прививки от разных болезней делали, вакцинации от гриппа каждый год проводятся добросовестно, а вот вакцинации от социального инфантилизма, задержки в развитии, - в школе не получаем. А это – самое важное, поскольку благополучие общества держится на социальной зрелости его граждан. И вырабатываться она должна атмосферой, ца-рящей в школе, всем ходом обучения, а не беседами на тему: «Что такое хорошо, и что такое плохо». Не уроками патриотизма, и не показательными экскурсиями по историческим местам.
Заметим, что опытные педагоги (я говорю о тех, кто учит детей, не будучи привязан к прокрустову ложу казённых школьных рамок) давно и плодотворно используют эти идеи. Как правило, это частные учителя, опытные добросовестные репетиторы; учёные, готовящие себе научную смену и создающие свои школы; известные мастера искусств, ведущие свои мастерские и семинары – все они знают и используют опыт, накопленный многими поколениями творчески работающих педа-гогов. На них-то и держится ещё наше израильское образование, общество в целом. На желании учиться и понимании того, что с такой общеобразовательной школой, какую мы сейчас имеем, государство просто рухнет, если не будет альтернативных систем обучения. Под «альтернативными» я имею в виду отнюдь не религиозные и государственно–религиозные школы, а нечто иное, поскольку эти названные системы принципиально от государственных мало чем отличают-ся. Речь идёт об ином взгляде на природу самой познавательной деятельности учащихся, на процесс обучения, его законы.
Мы подошли к тому рубежу, когда опыт предшественников абсолютно необходимо перенести в массовую школу, кардинально изменив привычную нам классно–урочную, систему занятий школьников. Речь идёт о создании школ с индивидуально–групповым (малые группы) обучением.
Портал ISRA.com - израильские новости
Permanent URL: http://www.isra.com/news/30164
Date: 20.03.2010 | 13:31 | GMT +02
Language: Russian