Сюрпризы олеандрового ущелья - Салют Бейрут! Вторник, 9 Октября, 2007 года. В мире Песчаные бури последние годы заметно зачастили. Жёлтая едкая пыль проникает в самые микроскопические щели, покрывая всё толстым слоем пудры. Наша поездка выпала на один из таких деньков. Окружающие нас горы с трудом просматривались сквозь марево пыли и песка. В горах песок ощущался немного легче, и было не так жарко как внизу. Наш маршрут начинался среди развалин деревни Шемах. Несколько десятков добротных арабских домов были покинуты пол-столетия назад и ещё не успели полностью разрушиться. Видимо, когда-то деревня была очень богата. Таких просторных строений я не видал ни в близлежащих Дане и Тайбе, ни в Вади Мусе. Среди развалин мы встретили бедуина из Мадабы. Он рассказал, что Шемах означает "становиться выше", так называются головные уборы арабов, жителей пустыни. Но есть версия, что Шемах происходит от ивритского слова Шемеах (веселье). Бедуин очень переживал за деревню и мечтал, что она когда-нибудь снова возродиться. В Шемахе начинается одноимённое русло, по которому пролегал наш маршрут. Арабы не затрудняют себя уникальными названиями. Одно и тоже русло может иметь пару имён и, чтоб ещё более запутать, имена могут быть разными на разных участках ущелья. Наш путь лежал в нижний участок Вади Шемах - Вади Фейд. В отличие от большинства уже ставших домашними ущелий Иордании, Вади Фейд имеет гранитные стены. Отполированные, тёмно коричневые с красноватым оттенком скалы образуют фантастические узоры. Это ущелье рекомендуют многие знатоки Иордании. Итай Хавив в своём путеводителе уделяет много внимания этому району. Мы шли по его личным наставлениям. Начало Вади Фейд находится в нескольких часах ходьбы от деревни. Некоторые предпочитают добираться на джипе прямо к началу маршрута. Но по большинству свидетельств, это только удлиняет спуск. Верховья Шемах с его развалинами, источниками и зарослями олеандра вполне стоят того, чтобы их посетить. По мере продвижения по руслу песчаник перешёл в гранит, и начались отвесы. Мы успели до наступления сумерек преодолеть несколько каскадов и оказались в узком русле. Погода не внушала доверия. Прогноз хоть и не обещал ливней, в первый день нашего похода была вероятность кратковременных дожей. Я предложил подыскать полочку над руслом, но заморачиваться с ночлегом никому не хотелось - какие дожди в середине мая. Плоских мест на дне русла было вдоволь, там и расположились. Я, на всякий случай, для быстрой эвакуаций запихнул вещи в гидра-мешок. Опасения оказались напрасны. Ночёвка прошла без приключений. За ночь погода кардинально изменилась, на смену облакам пыли пришли дождевые тучи. Поспешно позавтракав, мы двинулись покорять очередные отвесы. Нам предстояло пройти как минимум ещё 8 каскадов, и мы надеялись пройти их за один день. К нашей радости и удивлению большая часть отвесов была пробита, и спуск шёл без лишних промедлений. Там, где отвесы были рядом, мы провешивали по два спуска один за другим. К трём часам дня мы подошли к двум самым высоким отвесам. Отсюда открывался потрясающий вид на ущелье. Первая группа, ушедшая вниз провешивать второй каскад, казалась нам маленькими, копошащимися точками. Когда дошла моя очередь спускаться, заморосил дождь. Морось показалась нам вполне безобидной, и мы продолжили спуск. Следующий отвес был тоже провешен, и часть группы уже спустилась ярусом ниже. Постепенно дождь усилился, и стало заметно, что скалы больше не держат воду. Пора было делать ноги... Тем временем наша группа растянулась на 3 яруса. Большая часть группы была на среднем ярусе. Мы прекратили спуск и стали поторапливать последнего спускающегося. Пока он лез и стягивал верёвку, начала прибывать вода. Мы успели заметить, что группа, которая спустилась ниже, забралась на выступ, и мы надеялись, что им нечего не угрожает. Сель усиливался на глазах. Вскоре на том месте, где мы тянули верёвку, бушевал поток. Всё русло заволокло грязевыми брызгами. Текущая по стенам ущелья вода то и дело смывала камни, и они со звуком пушечного выстрела падали на дно ущелья. Затем и эти звуки утонули в гуле ревущего водопада. Стихия бушевала несколько часов. Только, когда начало смеркаться поток немного спал. Так получилось, что все тёплые вещи и спальники оказались у нас наверху. Спуститься вниз по пробитому отвесу не представлялось возможным. Сель был ещё слишком силён. К своей радости мы разглядели 3 фигурки, жестикулирующие нам снизу. Мы попыталась навесить соседний уступ и спуститься в стороне от водопада. Боря, чья супруга была внизу, захватил с собой тёплые вещи и начал спускаться. Затея оказалась не слишком удачной. Чтоб попасть к остальной группе, надо было пересечь бурлящий, покрытый пеной поток. Была вероятность, что бурная вода затянет под водопад. После часа попыток кинуть ему верёвку, он всё же перебрался на другую сторону. И как оказалось вовремя. Как только он оказался на другой стороне, сель усилился. Нам ничего другого не оставалось, как ждать наверху до утра и надеяться, что утром сель спадёт. Место оказалось вполне комфортным. Большая часть провизии осталась в наших рюкзаках. К тому же, у нас были два примуса и полное отсутствие спичек. Мы было уже отчаялись его разжечь, как кто-то из нас нашёл в рюкзаке мокрую зажигалку. Кремень был жив и вскоре на огне пыхтел чайник. Утром от бурлящего потока не осталось и следа. Коричневый ручеёк, да груды щебня, всё, что могло напомнить о вчерашних приключениях. Позавтракав, мы довольно быстро спустились вниз. Нам натерпелось узнать, как пережили сель те, кто был внизу. Оказалось, что им менее повезло, чем нам. Несмотря на то, что они были в 100 метрах от отвеса. Они приняли на себя весь шквал грязи и брызг от низвергающегося с 40 метровой высоты потока. Всё живое вокруг пыталось спастись от наводнения. Огромные крабы повылазили из-под камней в поисках более безопасного места. За ними последовали змеи, пытавшиеся взобраться по отвесным стенам ущелья. Одна из них залезла на ветку возле головы единственной в нашей команде девушки. Подымись поток ещё на метр, сель дошёл бы и до уступа, на котором она пряталась. Благо этого не произошло, и вода постепенно начала спадать. Наше решение остаться наверху было очень своевременным. Спустись мы тогда вниз, мы бы оказались под градом грязевых брызг, отрезанные от остальных бурлящим потоком. Все понимали, что нам крупно повезло. Сель застал нас в широком участке ущелья. Пойди дождь ночью или часом раньше, уйти от неё было бы намного сложнее. Только по выходу из ущелья, мы узнали о трагедии, которая разыгралась в 70 километрах от нас на Израильской стороне. Там сель пришёл с гор внезапно и смыл 4 инструкторов раплинга. Они, также как и мы, были на последнем отвесе и пытались преодолеть каскад до прихода паводка. Это было роковой ошибкой, лишившей их шанса выжить. Один из них успел спуститься, и его смыло в Мёртвое море, остальные так и остались привязанными на верёвках. Когда их нашли, то они продолжали висеть голыми на отвесе. Сель сорвал с них одежду и перемолол кости. Нас тоже уже начали хоронить и даже пытались организовать спасательный отряд. По выходу из ущелья наши телефоны разрывались от звонков и сообщений. Самым трезвым оказался наш водитель, Осама. Он часто закидывает хайкеров на маршруты. Мы предусмотрительно попросили его не начинать нас искать раньше, чем через 3 дня. Осама спокойно ждал от нас вестей и успокаивал окружающих. Успокоив жён, полицию и ещё кучу доброжелателей, мы стали продвигаться по направлению к дороге. Выход из Вади Фейд находится в 12 километрах от ближайшей деревни. Во всех описаниях принято идти по азимуту по направлению к посёлку или заказывать джип. Мы решили поступить иначе и выйти на трассу, идущую по Иорданской стороне долины Арава. По нашим расчётам она была гораздо ближе деревни. Наши запасы питьевой воды иссякли, и нам пришлось набирать из луж, оставшихся после паводка. Вода сильно горчила. Видимо, ядовитые олеандры давали свой привкус. Других источников поблизости не было, и всё, что мы могли сделать, это хлорировать воду. Наполнив по бутылке на человека, мы двинулись в путь. Через два часа ходу стало понятно, что с водой мы погорячились. Наши запасы таяли на глазах. Каменистая пустыня заканчивалась, и на нас надвигались желтоватые дюны. Было понятно, что, если дорога за ними, то мы снова влипли. Удрученные этой мыслью, мы сели передохнуть и подсчитать запасы воды. И тут случился мираж - в 50 метрах от нас проехала аккуратненькая легковая машина. Не веря своим глазам, мы двинулись в этом направление и обнаружили разбитую асфальтовую дорогу. Это была явно не Арава. Будут ли ещё миражи, было не понятно. Мы сели возле трассы и начали ждать. Мираж повторился ещё более невероятным видением. На дороге показалась вереница блестящих Харлей-Дэвидсон. Мы бросились судорожно жестикулировать. Первые два Харлея стремительно пронеслись дальше. Остальные опешили от нашего вида и притормозили, пока один из них всё же не остановился. За рулём сидела европейского вида пара. Наш вопрос: "где мы?" их очень удивил. Оказалось, мы на дороге в Малую Петру. Вскоре подтянулись и остальные байкеры. Мы разговорились и в процессе общения выяснили, что они из Бейрута. Более того, девушка оказалась русской из Курска. То, что мы - израильтяне, ничуть не испортило дружеской атмосферы, даже наоборот - соседи, есть, что обсудить. Приятно, что, несмотря на государственную вражду и промывание мозгов, в Ливане не перевелись адекватные люди. Обменявшись адресами, мы попрощались. Может когда-нибудь настанет день, и эти адреса станут нам актуальны. Салют, Бейрут!! Приключения на этом не закончились. Вскоре на трассе появилась забитая бедуинами машина. Водитель согласился подкинуть часть нашей группы наверх к оставленной возле Шемах машине. Остальных подобрал направленный байкерами Осама. Иордания считается одной из самых спокойных в криминогенном плане стран на ближнем востоке. Поэтому, мы оставили машину прямо посреди заброшенной деревни. Если не считать 4 проколотых колёс, за три дня с машиной ничего ужасного не случилось. Ребятам пришлось везти колёса в ближайшую мастерскую и зависать в Иордании ещё на одну ночь. Константин Осанна http://vizaviz.livejournal.com Постоянный адрес статьи: http://www.isra.com/news/30087 Все права защищены. При перепечатке любых материалов ссылка на информационное агентство "Израильские Новости - ISRA.com" обязательна. 1998-2024 © ISRA.com