Джиян Фэн, сотрудник New Yorker:
За три года, которые Си Цзиньпин провел на своей должности, стало очевидно, что его приоритетами являются укрепление личной власти и омоложение коммунистической партии. Для достижения своих целей он использует любые средства - от возрождения националистического запала и задействования «красной» риторики до хвалебных песен в его честь.
Годами китайское общество привыкало к перегибам и некомпетентности официальных властей. Распространенным был образ политика, живущего за счет простых людей и безнаказанно пользующегося всеми благами своего положения, что противоречит всем коммунистическим постулатам.
Кроме того, консервативность и негибкость технократов, подобных бывшему президенту Ху Цзиньтао, почти полное отсутствие харизмы, лишь усилили образ китайских политиков как людей, напрочь лишенных теплоты, жизненной энергии и индивидуальности.
Я считаю вполне вероятным, что благодаря своему воспитанию и личным качествам, Си Цзиньпин действительно может верить в провозглашаемые им самим доктрины. Он всерьез надеется реформировать поведение партии и сделать ее менее испорченной и алчной. Какими бы ни были факторы, составляющие основу пропагандистской кампании Си Цзиньпина, они не столь тревожны, как нарастающая нетерпимость нового лидера к любому мнению, отклоняющемуся от официальной линии.
Недавно, во время широко освещенного посещения Си Цзиньпином трех основных официальных новостных агентств он заявил, что «управляемые партией и правительством СМИ являются инструментами продвижения пропаганды и их вторым именем должно быть “партия”».
Подобное усиление идеологической составляющей несет в себе серьезнейшую угрозу перспективе построения здорового гражданского общества. Неважно, сколь рьяно Си Цзиньпин стремиться продемонстрировать свои личные достоинства и сколь они реальны, наступление на свободу слова наносит однозначный вред обществу, которому он желает добра.
Тайсу Жан, доцент юридического факультета Университета Дьюка:
Существует множество убедительных гипотез, направленных на объяснение попыток Си Цзиньпина построить куль личности. Я перечислю пару из них, которые кажутся мне относительно правдоподобными. Истина, если она возможна, находится где-то посередине.
Первая из гипотез гласит, что Си Цзиньпин следует подобной стратегии, потому что он (или советники из его команды) верит, что она принесет существенные дивиденды, которые, возможно, приведут к серьезной народной поддержке его линии.
Вторая гипотеза заключается в том, что Си Цзиньпин строит культ личности не просто потому, что это может быть политически выгодно, но также потому, что такая линия соответствует собственным идеологическим убеждениям президента.
Чисто материалистическое мировоззрение в духе Макиавелли не обязательно является политически выгодным. Небольшая доля идеологического запала может оказаться очень выгодной с точки зрения построения собственного образа в глазах широких народных масс. Не стоит отбрасывать вероятность того, что идеология может являться неотъемлемой составляющей не только образа, но и политической платформы Си Цзиньпина и других партийных лидеров. Как бы там ни было, Китай сегодня переживает довольно сложные времена и команда нынешнего президента посчитала, что культ личности лидера поможет их пережить с наименьшими издержками.