Настоящий патриот Израиля может и должен искоренять неправильное искусство – так решила почти половина участников очередного опроса, проведенного порталом ISRAland. 2372 человека сочли нужным ответить на вопрос «Как Вы относитесь к действиям израильского посла на художественной выставке в Швеции?» Из них 1158 или 48.81% от общего количества респондентов выбрали вариант «Это был поступок настоящего патриота Израиля». Редкое единодушие! Обычно мало находится ответов, за которые выступает хотя бы треть аудитории. А чтобы почти половина… Да, потрясающая беспомощность израильской контрпропаганды (точнее, даже не беспомощность, а – полное ее отсутствие) могут вывести из себя кого хочешь. И когда нашелся человек, который хоть таким, весьма экзотическим образом, среагировал на очередной выпад против нашей страны – его встретили бурными продолжительными аплодисментами, даже вопреки тому, что посол нарушил все писанные и неписанные правила дипломатического корпуса и поступил, почти наверняка, не лучшим образом – ведь благодаря ему доселе почти неизвестный художник вдруг оказался героем дня, и «произведение» его, которое даже отъявленный льстец не рискнул бы назвать шедевром, тоже получило неоправданно мощное паблисити. Но явные «минусы» поступка, совершенного Цви Мазелем, оказались в тени единственного «плюса» - наконец-то хоть кто-то сумел сказать, что мы думаем обо всех этих копаниях в тонких душевных материях террористов-самоубийц. Ура послу! Немудрено, что только 533 человека или 22.47% респондентов решили, что выход накопившимся эмоциям – это, конечно, хорошо, но было бы лучше, если бы израильский посланник проявил сдержанность (эта группа выбрала ответ «Его возмущение понятно, но выражать его в такой форме совершенно недопустимо»). У варианта «Может, посол хотел, как лучше, но в результате сделал рекламу этому произведению» оказалось еще меньше сторонников – всего 352 или 14.83%. А ответы, в которых поступок посла осуждается в явной форме, оказались практически не востребованы. Так, за вариант «Израиль опять показал себя страной нахрапистых вандалов» высказалось только 180 человек (7.58%) и двигало ими, скорее всего не только негодование из-за какого-то конкретного поступка, а общее ощущение от всех деталей и подробностей нашего здешнего бытия. А ответ «Художник так видит мир, нельзя посягать на свободу творчества» оказался по сути не нужен: его выбрали всего 39 человек, а это - 1.64%! Так что на фоне совершенно справедливых рассуждений о том, что посол – лицо, скованное протоколом, и цепей своих рвать не должен, торжествуют все-таки эмоции: «Ну, хоть так мы им показали!» Тем более, что вздумай посол поступить, как наш бывший соотечественник Дмитрий Вассерман, опустивший в бассейн портрет недавно убитого министра иностранных дел Швеции Анны Линд – и скандал вышел бы еще громче. А промолчи он – ну, тогда, конечно, ничего бы не случилось. Но как было бы обидно за державу!
Да, в после человек возобладал над чиновником. Но это совсем не так плохо. Люди увлеченно размышляют над загадкой души убийцы и почти никогда не вспоминают о его жертвах. Имя убийцы они произносят без запинки, о жертвах в лучшем случае знают, сколько их было. Нужна хорошая встряска, чтобы осознать, что какие бы бездны не таились в душе женщины, взорвавшейся в кафе «Максим», она все равно попадет в ад. И те, кто живописует ее преступление, отправятся следом за нею.
Послу удалось встряхнуть шведов – что ж, молодец. Хотя и нахрапистый вандал. Кстати, история эта, приключившаяся так далеко от наших палестин, известна в Израиле практически каждому. Даже о том, что Шарона пытаются объявить взяточником, наверняка слышали далеко не все. А в голосовании о поступке израильского посла ответ «О чём речь?» выбрали только 110 человек или 4.63%.