Израильский потребитель хочет, чтобы его защитили, но не знает, где затаились защитники. К такому выводу приходишь, познакомившись с результатами нового опроса, проведенного порталом ISRAland. Ответить на вопрос «Как Вы относитесь к деятельности организаций по защите прав потребителей?» решили 2 073 человека. Оказалось, что большинство респондентов нуждается в защите, но не представляет, каким образом эти организации можно найти.
Израильтянам приходится сталкиваться с недобросовестными торговцами регулярно. Самая обыденная ситуация: товар выложили на прилавок, украшенный плакатом «распродажа», но никаких скидок на него нет. На все остальные товары, которые лежат рядом, а на этот – совсем не дешевый – нет. Или другая ситуация, столь же классическая: товар заказан, деньги уплачены, а товара нет. Или есть, но не тот, о котором шла речь в момент заключения сделки. Про лихих молодцов, продающих пенсионерам дорогостоящие и, по большей части, совершенно бесполезные электроприборы, и говорить не приходится: от их нашествий не убереглась, кажется, ни одна семья. Так что защищать потребителя нужно однозначно. И такие организации в Израиле есть. Именно организации – во множественном числе. Одна из них действует при министерстве промышленности и торговли, другая – при Гистадруте. Но, если судить по опросу, то выйти на них – это целая проблема. Иначе зачем 1 148 респондентам (55.37%) выбирать ответ «Не раз хотел обратиться к ним за помощью, но не знаю, как это сделать»? Мало того, 278 человек или 13.41% предпочли опцию «Даже не знал, что такие существуют».
Может быть, эти две группы прибыли в Израиль в разные годы и первая еще помнит статьи и объявления, которые раньше встречались в газетах. В ту дивную пору организация по защите прав потребителя при министерстве промышленности и торговли даже держала русскоязычного сотрудника и его стараниями в газетах (Интернет тогда еще был в зачаточном состоянии) регулярно появлялись статьи о том, какие опасности подстерегают покупателя и как организация выручает его в нелегкой борьбе с продавцом. Потом статьи исчезли (вместе с сотрудником, надо полагать). Немудрено, если люди, прибывшие в страну относительно недавно, ничего о такой организации не слышали.
Пресса на иврите – другое дело. Там о потребителе и его грозных защитниках говорят регулярно. Причем говорят, как правило, весьма положительно: добились, отстояли, помогли, выручили. Собственный опыт читателей ISRAland заставляет усомниться, что дело обстоит настолько замечательно: 214 человек или 10.32% выбрали ответ «Плохо - я туда обращался, но мне ничем не помогли». При этом только 85 человек (4.1%) ответили «Положительно, т.к. они помогли мне решить проблему» и всего лишь 14 (0.67%) – «Положительно, т.к. они выручали меня каждый раз, когда возникала проблема».
Теперь, для полноты картины, осталось только отметить, что 182 человека или 8.77% выбрали ответ «Другое мнение», а еще 152 респондента или 7.33% - «Никак, я сам в состоянии защитить свои права». Такие возможности действительно существуют: начиная от «разговора по душам» с менеджером магазина до обращения в суд по мелким искам (плюс, конечно же, писание жалоб во все инстанции, от государственного контролера до президента страны – без этого у нас ни одно дело не обходится). Но насколько всем нам было бы легче и комфортнее жить, если бы организации по защите прав потребителя вышли из подполья…