Быть подростком нелегко, но еще труднее быть рядом с подростком. По крайней мере, рядом с израильским, который своей милой непосредственностью способен любого довести до белого каления. Наверное, именно так можно описать чувство, которое владеет самой большой группой участников нового опроса, проведенного порталом ISRAland, ведь отвечая на вопрос «Главная опасность, которая угрожает подростку в Израиле, это…» они выбрали вариант «… вседозволенность». Так думает 1 740 человек или 42.6% из 4 084 участников голосования.
Израильских подростков действительно трудно «строить», потому что они с детского сада знают, что они личности и обладают всей полнотой гражданских прав. О том, что другие тоже личности и кое-какие права у них тоже есть, подростки начинают догадываться ближе к армии или непосредственно во время курса молодого бойца. Наказывать их, по большому счету, нельзя – ни родителям, ни тем более учителям, а до вмешательства полиции дело доходит редко, в совсем уж крайних случаях, которых – надо отдать им должное – большинство израильских подростков пока избегает. Пошуметь, поскандалить, не стесняясь в выражениях – это пожалуйста, а вот учинить какой-нибудь явный криминал – нет, это, скорее, исключение, чем правило.
По крайней мере, пока это больше похоже на исключение, хотя число таких случаев неуклонно растет. Израильтяне, которые обычно берут за точку отсчета 1967 год, говорят, что все это из-за общего падения нравов, приключившегося с той поры, а также из-за утраты нравственных ориентиров и ощущения единства. Некоторые еще добавляют, что виной всему «русские» подростки, которые диктуют новые правила игры, усвоенные на доисторической родине, переживающей трудный период начального накопления капитала. Мы, конечно, не согласимся с этими утверждениями, не хватало нам тут еще слушать всяких расистов, а вот «эфиопские» подростки – те да, те действительно ведут себя черт знает как…
Поучаствовав в такой вот плодотворной дискуссии мы, в конце концов, сойдемся в одном – ситуация меняется к худшему и больше всего эти перемены ощущают сами подростки. Это уже трудно не замечать, поэтому 610 человек или вторая по величине группа респондентов (14.93%) выбрали ответ «… жестокость сверстников». При этом людей постарше в качестве угрозы не воспринимает практически никто – ответ «… жестокость взрослых» предпочли только 26 человек или 0.63%. Хотя иди знай, какими были бы результаты, если бы среди участников голосования половина была в возрасте до 16 лет…
Подростки не посещают новостные сайты, им и так есть чем заняться в Интернете, поэтому на третье место вышли отнюдь не угрозы (и/или рукоприкладство) взрослых, а наркотики. В том, что именно эта опасность – главная, убеждены 690 человек или 16.89%. Насколько сильны опасения посетителей портала можно понять хотя бы из того, что террор, который угрожает всем без разбора и не щадит ни молодых, ни старых, оказался только на четвертом месте – за этот вариант высказался 351 участник или 8.59%.
Вариант «… уличная преступность» занял пятое место – 256 ответов или 6.26%, обогнав «… равнодушие родителей» - 202 ответа или 4.94%. В этом есть некоторая странность, поскольку о преступности мы говорим редко, а о том, что родители, вынужденные добывать хлеб насущный, не могут уделять внимание подрастающему поколению – едва ли не каждый день. Причем «мы» в данном случае охватывает не только репатриантов – израильские реалии таковы, что и большинству уроженцев страны, чтобы прокормить семью, приходится либо работать сверхурочно, либо искать дополнительные источники дохода. Наверное, все дело в том, что мы отнюдь не считаем себя равнодушными – ведь все это делается ради их блага. Вот только подростки воспринимают ситуацию именно так…
Сексуальная распущенность явно не показалась участникам голосования серьезной проблемой – этот вариант ответа выбрали всего 105 человек или 2.57%. Вот что значит вовремя рассказать детям о противозачаточных средствах!
И все же мы включаем эти 2.57% в число людей, понимающих, что быть подростком непросто. Всего таких набирается 97.46%. Противоположного мнения придерживаются только 104 человека или 2.54%, считающих, что «Никаких опасностей нет». Было бы интересно узнать - есть ли у них дети?