Не стоит насильно удерживать в жизни человека, дни которого сочтены и каждый из оставшихся не доставляет ничего, кроме мучений - так считает большинство участников нового опроса, проведенного порталом ISRAland. Перед самым роспуском кнессета депутаты проявили немалую активность и утвердили несколько законов, обсуждавшихся на протяжении долгих лет. Об одном из них мы и решили спросить читателей: «Кнессет принял закон об эвтаназии. Одобряете ли вы это решение?» Всего в голосовании приняло участие 4 054 человека и только 12.76% по разным причинам сказали «нет». Остальные считают, что такой закон действительно необходим.
Самая многочисленная группа респондентов выбрала ответ «Да, мучения больных бывают ужасны» (1 604 человека или 39.56%). Люди по-разному покидают этот мир, для многих уход превращается в жесточайшую пытку. Но даже если диагноз известен и исход предрешен, врачи обязаны поддерживать жизнь обреченного, умножая его страдания. За это их не накажут. Такой вот извращенный гуманизм – нет ничего превыше человеческой жизни, и сколько бы больной не умолял даровать ему смерть, его будут вытаскивать, откачивать и удовлетворенно наблюдать, как он корчится на постели – «зато живой!» Если бы нашелся негодяй, который заставил человека испытать такую боль, которую порождает болезнь – его бы упекли в тюрьму до конца его дней. Врача могут отправить за решетку, если он избавит человека от боли. Собственно, даже с принятием нового закона тут мало что изменится, ведь предусмотрена только одна форма эвтаназии – отключение приборов жизнеобеспечения, но это, все-таки, шаг вперед.
Вторая, почти равная по величине группа респондентов выбрала ответ «Да, человек имеет право распоряжаться своей жизнью» (1 537 человек или 37.91%). Он ею и распоряжается – по своей воле покидая этот мир иногда из-за действительно непреодолимых проблем, иногда из-за сущих пустяков. Но все это возможно только до тех пор, пока человек здоров. Прогрессирующая мышечная дистрофия отнимет у него возможность пошевелить рукой или ногой. Из всех способов общения остаются только движения век. Болезнь не торопится, в таком состоянии люди могут находиться годами. Хотят ли они этого? Многие не хотят. До сих пор суды рассматривали каждый случай индивидуально и часто решали, что больной, без помощи приборов не способный даже дышать, еще слишком здоров, чтобы покинуть этот мир. Теперь закон на стороне больного, хотя его воля всякий раз будет обсуждаться в специальной комиссии.
Еще одна группа сторонников эвтаназии выбрала ответ «Да, чтобы избавить близких больного от страданий» (395 человек или 9.74%). Вряд ли бывает в жизни человека ситуация более трудная, чем ожидание у больничной кровати, когда известно, что надежды нет и все дело только в сроках. Ни спасти, ни прекратить мучения – только сидеть и держать за руку, казня себя за то, что не ничего не можешь сделать. Медицина достигла впечатляющих успехов: если раньше все заканчивалось в считанные дни, теперь агонию можно растянуть на месяцы. Не у всякого психика справится с таким «подарком».
А вот как голосовали противники эвтаназии. Самая большая группа выбрала вариант «Нет, ведь всегда есть надежда на исцеление» (233 человека или 5.74%). Да, известны случаи, когда самые страшные болезни отступали, раны затягивались, даже мертвые оживали – было и такое, но все это лишь исключения, никак не опровергающие грустное правило. Если подключить к делу статистику, окажется, что исцелившиеся и воскресшие - это не процент и даже не промилле от общего числа заболевших неизлечимыми болезнями. О них потому и говорят так много, что это чудо. А законы нужны для других ситуаций – массовых, случающихся ежедневно и ежечасно.
Вот еще один аргумент, к которому прибегли противники эвтаназии: «Нет, из религиозных соображений» (168 человек или 4.14%). Ну, с религией все действительно непросто. С одной стороны, авторы закона утверждали, что консультировались с раввинами. С другой - все три депутата, проголосовавшие против, представляют религиозные партии. То ли перестраховались, то ли одно из базовых понятий иудаизма - «пикуах нефеш» (спасение жизни) действительно не признает никаких исключений. Кстати, за закон проголосовали только 22 парламентария, остальные отсутствовали, видимо, у них нашлись дела поважнее.
Самая малочисленная группа опрошенных выбрала вариант «Нет, тот, кто отключает приборы, становится убийцей» (117 человек или 2.88%). Ну, с казуистической точки зрения все обстоит благополучно – срабатывает автоматика. Можно, наверное, даже сделать как в американских тюрьмах, где электрический стул приводят в действие три человека, одновременно нажимающие рычаг – тогда каждый может быть на две трети уверен, что ток пустил не он. Но, по большому счету, понятно, что просьбу об эвтаназии кому-то приходится исполнять. Должен ли этот человек считать себя палачом? Или он станет палачом, если откажется выключить приборы и продлит больному мучения – ужасные и лишенные даже тени надежды?