Отрыжка, а не взрыв, может положить конец существованию нашего мира, считает французский ученый Бенуа Леге. Замерив количество метана, извергаемого в атмосферу рыгающим рогатым скотом, эксперт пришел к заключению: коровы и быки вносят гигантский вклад в процесс глобального потепления.
До сих пор роль домашнего скота в ужасающих сценариях, получивших собирательное название КМКМЕЗ (конец мира, каким мы его знаем), практически не учитывалась: раньше специалисты все больше тревожились об автомобилях, электростанциях и заводах, сжигающих углеводородное сырье и выбрасывающих гигатонны углекислоты, самого активного из всех "парниковых" газов.
Но Леге, сотрудник отдела климата государственного французского банка Caisse des Depots, считает, что на скот тоже ложится изрядная доля ответственности. На 20 миллионов французских коров, утверждает он, приходится 6,5% всех выбросов парниковых газов в стране: каждый год рогатый скот изрыгает 26 млн тонн метана. А их навоз - "коровьи извержения", если употреблять поэтику французского языка, - это еще 12 млн тонн вредного газа.
По сравнению с этим, пишет агентство Франс пресс, 12 млн тонн парниковых газов, которые выделяют каждый год в атмосферу французские нефтеперерабатывающие предприятия, - это просто капля в море. Так что, говорит Бенуа Леге, экологи зря считают промышленность убийцей человечества. При этом, добавляет он, не все газы одинаково вредны.
Коровья отрыжка, к примеру, содержит не только метан, но и закись азота, известный как веселящий газ, которые поглощают солнечную энергию соответственно в 21 и 310 раз более активно, чем старая добрая углекислота.
Метан сам по себе ответственен за 20% всего рукотворного парникового эффекта, наблюдающегося на протяжении последних 200 лет.
Но есть в выводах Леге и обнадеживающая составляющая: по поводу коровьего пукания, например, человечество может вздохнуть с облегчением. В отличие от аналогичной деятельности рогатого скота, живущего в Южном полушарии, на долю которого приходится 14% от всех эмиссий парниковых газов Австралии и 50% всех выбросов Новой Зеландии.
Работа Бенуа Леге может выглядеть легковесной, но цель ее более чем серьезна: определить основные источники парниковых газов, которые до сих пор ученые обходят вниманием просто потому, что климатология суть наука молодая.
Сельское хозяйство и лесная промышленность традиционно входят в число основных факторов проблемы, однако точных данных по этому поводу почти нет, поэтому политические дискуссии на эту тему практически не ведутся.
Так, переговоры по использованию земельных угодий стали одной из составляющих, приведших к подписанию Киотского протокола, но переговоры эти были сосредоточены на необходимости сокращения выбросов автомобилями и промышленными предприятиями.
Но ученые предупреждают политиков: общее представление о лесах как о неких воронках, способных в неограниченных объемах всасывать углекислоту, нуждается в научном подтверждении и теоретически может быть опасным.
На французских коров, если верить самым свежим данным, приходится 80% всех вредных выбросов в атмосферу, за которые ответственен домашний скот в стране. Франция при этом - крупнейшая сельскохозяйственная держава Европейского союза. В числе других стран, располагающих большим поголовьем крупного рогатого скота, - Соединенные Штаты, Аргентина и Австралия, и они тоже могут заинтересоваться работой Бенуа Леге, которая не только очерчивает проблему, но и предлагает некоторые способы ее искоренения.
Один из них, по мнению автора, - высокобелковая диета для скота, основанная, например, на сое. Она способна сократить гастроферментацию и, соответственно, вредные извержения. А фекалии, пишет исследователь, можно хоронить в силосных ямах, из которых метан не сможет вырваться, но которые впоследствии можно использовать как биотопливо.
Австралийские ученые, со своей стороны, подходят к той же проблеме с фармакологическими решениями: они создали прототип вакцины, убивающей три вида микробов, ответственных за производство метана в желудках овец, благодаря чему объем их отрыжки сокращается на 8%.