Несмотря на то, что в зоне палестино-израильского конфликта месяц за месяцем идет интенсивное вооруженное противостояние, вызывающее бурю негодования как среди международных, так и среди региональных миролюбцев, Саудовская Аравия терпеливо и упорно продолжает склонять арабский мир к подписанию мирного соглашения с Израилем.
Положение за положением проговорив детали своей инициативы с администрацией США, саудовцы приступили к ведению активной телефонной и традиционной дипломатической игры с соседями по региону. "Пока остается хотя бы маленькая надежда на реализацию инициативы принца Абдуллы, - определил "политическое кредо" саудовской дипломатии министр иностранных дел Сауд аль-Файсал, - мы не намерены сидеть, сложа руки и ожидая, пока региональный конфликт перерастет на уровень международного". И последствия деятельности официального Рияда становятся в последнее время все более заметными (хотя ее направленность иногда вызывает некоторое недоумение).
В частности, именно благодаря посредничеству саудовцев было достигнуто соглашение об освобождении из-под домашнего ареста в Рамалле. Более того, после освобождения палестинского лидера саудовские дипломаты каждый божий день созваниваются с ним и другими представителями администрации ПА, убеждая их в необходимости проведения обещанных Белому дому реформ и прекращения террористических атак на территории Израиля. Не менее активные переговоры ведутся с лидерами Сирии, Египта, Ливана и остальных стран региона, во время которых делаются попытки видоизменить формы национально-освободительной борьбы палестинского народа (то есть, другими словами, полностью прекратить теракты-самоубийства). Не прекращаются контакты и с Вашингтоном, от которого саудовцы неустанно требуют выполнения своей части "сделки" - оказания давления на израильское руководство с тем. чтобы оно отказалось от проведения военных операций на территории ПА. И так далее, и тому подобное...
Арабский мир, со своей стороны, не может не прислушаться к мнению богатого и относительно благополучного (а, следовательно - влиятельного) соседа, имеющего, к тому же, весьма близкие контакты с американской администрацией. И поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что лидеры арабских и мусульманских государств признали своевременность и правомерность мирной инициативы Саудовской Аравии (хотя и с некоторыми оговорками), теперь саудовцам осталось лишь мягко обрабатывать государство за государством, приводя арабов к некоему "единому мнению" по вопросу о мире с Израилем. И надеяться на то, что аналогичная идеологическая обработка будет проводиться со стороны Белого дома в отношении Израиля.
Тем не менее, как отмечают аналитики, Саудовская Аравия немало рискует из-за своих "миротворческих побуждений". В частности, подобная позиция может сказаться весьма негативно на репутации этой страны в глазах того же арабского мира - даже если учесть, что на территории Саудовской Аравии располагаются две самые значительные святыни мусульманского мира Мекка и Медина, а, следовательно, авторитет этой страны в некотором отношении почти непререкаем. Стремление же сохранить "хорошую мину" перед собратьями-мусульманами (а значит, отказ использовать сколько-нибудь резкие жесты в адрес "недружественных" Израилю и США стран или палестинской администрации) может с легкостью нарушить почти союзнические взаимоотношения, которые сложились между саудовцами и американцами. Поэтому, отмечают эксперты, вряд ли официальные Рияд станет играть "ва-банк", даже осознавая необходимость поддержания арабо-американского баланса на Ближнем Востоке.
Подобная двойственность очень хорошо прослеживается на фактах повседневной жизни королевства. В то время, как официальные власти убеждают арабский мир в желательности и неизбежности мира с Израилем, саудовские газеты переполнены язвительно-саркастическими статьями об израильских политиках и гневными откликами на операции в ПА с одновременным восхвалением в адрес палестинских шахидов и прочих борцов за свободу. Многие саудовцы, к примеру, с охотой присоединились к кампании по бойкоту американских товаров и не менее охотно жертвуют личные сбережения в пользу палестинских беженцев и боевиков.