Бывшие израильские военнопленные, пережившие арабский плен, опасаются, что американские и английские военнослужащие могут подвергнуться жестоким пыткам.
Когда президент Буш сказал в воскресенье, что война только начинается, он понимал, что для некоторых военнослужащих, и в том числе для пленных, война может закончиться трагически.
По рассказам израильтян, переживших ужасы арабских застенков, допросы сопровождаются побоями, длительные допросы сменяются многодневными перерывами, а потом возобновляются со всей жестокостью.
«Это духовное и психологическое потрясение», - говорит Шломо Эрдинаст, офицер, находившийся два месяца в египетском плену после войны Судного дня. По его убеждению, больше всего будут пытать летчиков, «потому что они очень много знают».
Йоав Бен-Давид, находившийся в течение восьми месяцев в сирийском плену, сказал: «Не думайте, что кто-то из военнопленных способен долго держать язык за зубами. Это бывает только в кино». «Если вы будете молчать, вас просто повесят на городской площади», - предупредил Бен-Давид, чей фильм «Герои плачут по ночам» изменил точку зрения ЦАХАЛа на военнопленных.
С другой стороны, мы ведете «постоянную войну за свою жизнь», в которой вы достигаете пика концентрации, стараясь сосредоточиться только на самом необходимом. «Нас избивали кулаками, металлическими трубами, ружейными прикладами и палками. Нас пытали электрошоком. У некоторых вырывали ногти, выворачивали суставы пальцев, рук и ног», - сказал он. Голод и постоянные побои оставили незаживающие раны во рту Бен-Давида.
Но физическая пытка еще не самое страшное. «Больше всего пугают душевные страдания», - вспоминает он. Очень тяжело переносить одиночное заключение. «Я знаю людей, которые буквально ждали вызова на допрос, чтобы было с кем-то поговорить». Горе пленному, если на допросе его уличат во лжи.
Нервный срыв могут вызвать самые незначительные изменения в распорядке дня. «В течение первого месяца мы получали завтрак примерно в семь утра. Вдруг в один «прекрасный» день проходит час, два, три, четыре, а завтрака все нет. Мы дрожали. Мы знали, что против нас что-то готовится». Но ничего не произошло. Просто это была очередная пытка в богатом арсенале сирийцев.
Пока ты в плену, рассказывает Бен-Давид, ты не чувствуешь себя героем. Ты говоришь, у тебя возникает чувство вины, ненависти и презрения к самому себе. «Все это не имеет значения. Несмотря на все, что они с вами делают, нужно уметь найти немного человечности. Это и есть героизм».
По свидетельству бывших израильских военнопленных, они жили исключительно надеждой на спасение. Бен-Давид и Эрдинас считают, что показ пяти военнопленных «послужит для них страховым полисом», потому что здесь запечатлено их физическое состояние непосредственно после пленения. Иракцы не будут изощряться в пытках, опасаясь потерять симпатии Запада.
Бывшие военнопленные опасаются, что иракцы могут казнить заложников, если почувствуют приближение своего конца. В понедельник уже поступили сообщения, что некоторые американские военнослужащие были добиты выстрелами в голову.