Израильский кабинет безопасности принял решение о постепенном выводе армейских подразделений с территории Палестинской автономии. Это решение вызывает неоднозначную реакцию как в обществе, так и в политических и армейских структурах.
Основными факторами, влияющими на политику страны в настоящее время, являются следующие: позиция армии; противоречия между правым и левым лагерем, действия мирового сообщества.
Военные круги, еще с памятного выступления начальника Генштаба Шауля Мофаза все более открыто высказывают свое недовольство “ половинчатой”, как они полагают, политикой правительства. На сей раз с резким заявлением на заседании кабинета выступил начальник военной разведки (АМАН) генерал Амос Малка. Он с “армейской прямотой” объявил, что в случае вывода войск: “Израилю грозит новая волна терактов”.
Армейские круги предупреждают, что им пока не удалось завершить “зачистку” или, выражаясь политкорректно, разрушить до конца инфраструктуру террора. Хотя другая часть военных аналитиков полагает, напротив, что длительное пребывание на территориях, отрицательно скажется на моральном состоянии войск и отношениях с местным населением.
И, тем не менее, несмотря на недвусмысленные предупреждения разведки, решение о выводе ЦАХАЛА, прежде всего из Бейт-Лехема было принято. Причем, интересно, что его поддержала даже фракция Ихуд-Леуми – НДИ, чьи лидеры - ныне покойный Рехавам Зеэви и благополучно здравствующий Авигдор Либерман - буквально неделю назад заявляли о своем выходе из правящей коалиции, в знак протеста против вывода из войск из Хеврона. На сей раз Авигдор Либерман, лидер НДИ и Юрий Штерн, нынешний руководитель объединенной парламентской фракции поддержали решение кабинета.
Они считают, что основные цели, поставленные в ходе данной операции – достигнуты: ликвидированы или задержаны многие террористы, предотвращены новые теракты, а Арафат получил серьезный урок.
Хотя блок Ихуд-Леуми-НДИ, считающийся крайне правым, и поддержал решение о выводе войск, часть его электората выступила резко против такого подхода. В середине недели в Иерусалиме состоялась грандиозная демонстрация правых сил, в которой приняли участие порядка 100 тысяч человек. В основном это были представители поселенческого движения, которые требовали нанесения очередного "решительного удара по режиму Арафата". Иегошуа Мор-Йосеф, пресс-секретарь Совета поселений, Иудеи, Самарии и Газы озвучил позицию поселенцев, осуждающую вывод войск с территорий ПА и как бы вновь бросающую поселенцев на произвол судьбы.
На самом деле - вывод армейских частей был вопросом времени, поскольку премьер-министр Израиля Ариэль Шарон сразу заявил, что это - кратковременная тактическая операция, преследующая ряд конкретных целей. Другой вопрос, что наверняка решение о выводе войск в данный момент было принято после беспрецедентного давления на Израиль, оказанного сразу с трех сторон: категорическое требование о выводе войск со стороны США, резкие заявления Евросоюза и резолюция Совета безопасности ООН оказали свое влияние. Плюс угрозы о выходе из коалиции партии Авода и лично Шимона Переса.
Как будут развиваться события дальше? 26 октября должно состояться заседание совместной трехсторонней комиссии, состоящей из представителей Израиля, ПА и США. Она должна решить вопрос о процедуре вывода войск. Израиль в качестве условий ухода требует: выдачи главарей НФОП, ареста боевиков ХАМАСА и Исламского джихада, и объявление террористических организаций вне закона. Опыт последнего времени показывает, что в реальности эти требования вряд ли будут удовлетворены. Но формальные шаги, демонстрирующие “добрую волю” к миру раиса вероятно будут проделаны.
И, все же, главная проблема не в вводе-выводе войск. Проблема в стратегическом решении: либо принимается план Либермана, косвенно поддерживаемый армейскими кругами и поселенческим движением (ПА признается террористическим очагом и армия, войдя на территории, зачищает их до “полной победы”). Этот вариант, грозит повторением Ливанской войны и разрывом с мировым сообществом.
Есть еще вариант Переса: оказать поддержку слабеющему лидеру ПА и заставить его сделать конкретные шаги. Этот план импонирует США и Евросоюзу, но в случае новой серии терактов, этот план может может быть похоронен в очередной раз, как это, собственно происходило уже неоднократно. Тем более, что теракты не прекращаются ни на минуту. Нападение на поселение Дугит, обстрелы Гило, закладка взрывчатки на дорогах – все это события только одного дня.
Пожалуй, сам Ариэль Шарон избрал наиболее прагматичный план урегулирования: подписание долгосрочного промежуточного соглашения, с определением границ, признание независимости палестинцев, а решение о статусе Иерусалим и правах палестинских беженцев отложить до лучших времен.
Окончательное решение “палестинского вопроса”, как бы мрачно не звучал это парафраз, будет все же зависеть не столько от Израиля и ПА, сколько от развития геополитической ситуации на “афганском фронте”...