В Верховном суде Северной Осетии прошли предварительные слушания по делу единственного выжившего участника сентябрьского захвата заложников в Беслане Нурпаши Кулаева. О том, в каких условиях сейчас содержится этот террорист, пишет сегодня "Коммерсант".
Как выяснил корреспондент газеты в Генпрокуратуре, ФСБ и у адвоката Кулаева, обвиняемый отказался от суда присяжных, согласился на открытый судебный процесс и пообещал подготовиться к нему до 28 апреля. Причем адвокат, назначенный Кулаеву по закону, отказывается защищать своего подопечного.
Напомним, преступнику инкриминируются девять статей УК РФ, однако он признает себя виновным лишь по семи. Кулаев заявляет, что не участвовал в убийствах, а из собственного автомата стрелял лишь в воздух.
Кроме того, террорист отвергает обвинение по статье 166-й статье УК ("Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения"). Он заявляет, что не принимал участия в угоне грузовика, в котором приехали в Беслан бандиты, и даже не знал, что автомобиль угнан. "Разве можно обвинять в угоне грузовика человека, которого везли в кузове грузовика как барана?", - возмущается задержанный.
Сейчас боевик знакомится с материалами дела. Разобраться в юридической терминологии ему, бывшему плотнику-шабашнику, помогает его адвокат. Ежедневно им привозят из прокуратуры один-два тома из уголовного дела, в котором около ста томов. Интересно, что фразы, произнесенной под видеозапись Кулаевым после освобождения бесланской школы, что "его послал в Беслан международный террорист Масхадов", в уголовном деле нет.
Что касается условий содержания боевика, то они вполне приличные, отмечает газета. Правда, чтобы оградить обвиняемого от возможных проявлений "народного гнева", его постоянно перевозят из одного СИЗО в другой. Сокамерники у него, как правило, "солидные" – террористы или полевые командиры.
Кроме того, вместо лохмотьев, в которые превратилась его одежда после задержания, Кулаев получил от адвоката нормальную одежду: джинсы, свитер и белье. Также благодаря адвокату, в СИЗО террорист получает помимо казенной пищи соки, сладкое и сигареты "для "бартера" с сокамерниками".
В последнее время сотрудники Генпрокуратуры разрешили террористу свидания с матерью и отцом. Соответственно, появились йогурты, копченая баранина, туалетное мыло (от жесткого хозяйственного у арестанта постоянно трескалась кожа на руках). Однако на большее у его родителей–пенсионеров денег нет.
В частности, им не потянуть оплату московского адвоката для сына: его сегодняшний, осетинский адвокат принимать участие в процессе отказывается по моральным причинам. Отказываются и чеченские защитники.
Впрочем, даже если средства и найдутся, толку от них будет немного. По мнению местных адвокатов, Кулаеву грозит пожизненное заключение. И изменить этот приговор не под силу даже самым знаменитым московским адвокатам.