Ирландская республиканская армия (ИРА) заявила, что все ее подразделения получили приказ о сложении оружия. В заявлении ИРА говорится, что организация встает на путь демократического диалога, прекращая тем самым цепочку насилия, длившуюся более 30 лет.
В апреле лидер партии Шинн фейн, политического крыла ИРА, обратился к ИРА с призывом о прекращении боевых действий и переход к политическим мерам.
Однако о реальной возможности такого развития событий заговорили после того, как в среду был освобожден ирландский боевик Шон Келли. В 1993 году он организовал взрыв в протестантской части Белфаста, в результате которого погибли десять человек.
Представитель британского правительства заявил, что Келли был выпущен из тюрьмы "в преддверии заявления ИРА".
Впервые Келли был освобожден в 2000 году согласно мирным соглашениям Страстной пятницы. Однако в июне он вновь оказался за решеткой после того, как британский министр по делам Северной Ирландии Питер Хейн заявил об имеющихся разведданных, которые указывают на то, что бывший бомбист возобновил свои связи с ИРА.
После того как Келли вышел из тюрьмы, премьер-министр Ирландии Берти Ахерн сказал: "Я уверен, что в ближайшие дни мы увидим прорыв в ситуации".
В то же время, многие представители протестантских партий в Северной Ирландии отреагировали на решение об освобождении Келли резкой критикой. "Многих людей огорчит тот факт, что в данном случае политические выгоды заменили принципы правосудия в Северной Ирландии", - заявил Джеффри Доналдсон, член Партии демократических юнионистов.
Лидер Партии юнионистов Ольстера Рег Импи назвал решение об освобождении Келли "циничной манипуляцией".
В среду в Нью-Йорк прибыл представитель партии Шинн фейн Мартин Макгиннесс. Макгиннес планирует провести встречи с представителями конгресса, в том числе с советником президента США по вопросам Северной Ирландии Митчеллом Рейсом.
Разоружение ИРА всегда было камнем преткновения в мирном процессе в Северной Ирландии. Республиканские боевики не раз объявляли о том, что готовы сложить оружие, однако, до конца этот процесс так никогда и не доходил.
После подписания соглашений Страстной пятницы в 1998 году была создана специальная комиссия, которая должна была следить за использованием военного арсенала ИРА. В течение всего этого времени юнионисты требовали предоставить доказательства того, что ИРА окончательно отказалась от вооруженной борьбы, и отказывались вести какие-либо переговоры, пока это условие не будет выполнено.
С тех пор, как в 1998 году юнионисты и республиканцы подписали мирное соглашение, процесс урегулирования переживал один кризис за другим. Несколько раз североирландская ассамблея приостанавливала свою работу.