Профессор Брюс Списс — директор Центра реанимационного инжиниринга университета штата Вирджиния (VCURES) — держит в руках пластиковый пакет с белой непрозрачной жидкостью. Он мечтает о том, что эта жидкость — очередная разновидность искусственной крови — будет официально одобрена к применению, и он сможет спасать с ее помощью сотни людей. Пока же возглавляемый Брюсом центр проверяет действие этой жидкости на добровольцах. Например, на 20-летней Бесс-Лин, которая несколько месяцев назад упала с велосипеда на большой скорости и врезалась головой в бетонную стену.
VCURES приютил под своей крышей 50 ученых, инженеров и докторов, которые сосредоточились на разработке новых технологий и методов оказания помощи пациентам с травматическими ранами, вроде повреждений головного или спинного мозга, а также больным, перенесшим сердечный приступ, да и во многих других критических случаях.
Анестезиолог Списс продвигает идею, что традиционное переливание крови во многих случаях приносит больше вреда, чем пользы, и полагает, что медицине необходимо на новом уровне вернуться к давней идее искусственных заменителей крови. Тут сразу вспоминаются перфторуглеродные соединения, способные переносить в несколько раз больше кислорода, чем натуральная кровь. Они великолепно снабжают ткани кислородом, но кровь-то выполняет куда большее число функций. Пациенты, получившие перфторуглеродные заменители, слишком часто выказывали ухудшение состояния, в сравнении с «контрольными» больными, которым просто переливали донорскую кровь.
Потому-то медики несколько разочаровались в перфторуглеродах, сделав упор в их применении не на замену крови, и даже не столько на переливание (в случае сильной кровопотери), а на некие терапии ряда заболеваний, требующие интенсивного насыщения тканей кислородом.
Таких препаратов можно вспомнить несколько. Это давний японский Fluosol-DA и только проходящий испытания американский Oxygent. В результате Списс все же сделал выбор в пользу перфторуглеродов и теперь испытывает и продвигает новый состав, который под названием Oxycyte производит компания Synthetic Blood International. Профессор отмечает, что Oxycyte не просто доставляет больше кислорода в ткани, чем донорская кровь. Куда важнее его способность вообще доставлять хоть какой-нибудь кислород в те участки, куда не могут пробраться эритроциты. Ведь частицы эмульсии препарата в десятки раз меньше красных кровяных клеток.
Побочные эффекты, как показали испытания, возможны: от опухолей до похожего на грипп эффекта. А еще есть риск «передозировки» кислорода, вредной для организма в целом. Но Брюс полагает, что ни один из побочных эффектов не может перевесить факт спасения человеческой жизни.
При испытаниях Oxycyte, прошедших нынешним летом, выжили 7 пациентов из 8, поступивших в центр VCURES. Причем они сравнительно быстро шли на поправку.
Недавно была выписана домой и неудачливая велосипедистка Бесс-Лин. Она много времени пролежала в коме, но, как считают в медицинском центре, не погибла именно благодаря переливанию экспериментального препарата (с согласия матери пациентки). Теперь же Бесс-Лин поднялась на ноги и выздоравливает, причем парализованная было сторона тела вновь обрела полную подвижность.

Oxycyte внешне похож на молоко. Стало быть, про Бесс-Лин можно смело сказать: «У нее кровь с молоком!»
Читайте также:
Кровь крокодилов спасёт людей от инфекций
Европейские ученые добудут «новую кровь» из грибов и бактерий