Портал ISRAland - израильские новости


26 Апреля 2024 [18 Нисана, 5784 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В мире
Архив статей

Тайна исповеди художника

10.05.2006 | 21:37


Алексей Осипов, ''Новости недели''

Пожалуй, нет другого такого современного российского художника, о котором не говорили бы так много, как о Никасе Сафронове.

Возможно, все дело в том, что он уже успел оставить свой собственный след в таких областях общественных и человеческих отношений как политика, культура, спорт, религия, при помощи написанных им картин, среди которых особой известностью и даже модой пользуются портреты королей и президентов, композиторов и бизнесменов, мэров и губернаторов. Все они считают за честь иметь свой собственный портрет или портреты своих близких, выполненные рукою Сафронова.

Никас Сафронов родился в 1956 г. в Ульяновске. После школы уехал в Одессу поступать в мореходное училище. Хотя море всегда привлекало Никаса, он понял, что это не его стезя, и, проучившись в мореходке год, отправился в Ростов-на-Дону, где два года учился в художественном училище им. Грекова по классу живописи. Во время учебы ему приходилось работать в Ростовском ТЮЗе художником-бутафором, подрабатывать сторожем, дворником, разгружать вагоны. Училище он не окончил. Его призвали в армию, в ракетные войска. Служил в Эстонии, где продолжал рисовать на боевых дежурствах, за что имел нарекания, и, когда офицеры это обнаруживали, картины сжигались на костре. После службы уехал в Литву - сначала в родной город матери Паневежис (кстати, именно благодаря своим прибалтийским корням по линии матери он носит такое необычное имя), где некоторое время работал в театре Д. Баниониса художником, потом в Вильнюс, где поступил в Художественный институт.

Первая персональная выставка Никаса Сафронова прошла в 1978 г. в Паневежисе. В том же году одна из его картин вошла в число двух отобранных на Международную художественную выставку в Париж, в Центр Помпиду, что было совсем неожиданно для студента первого курса Вильнюсского художественного института. В 1983 г. Никас Сафронов переехал в Москву. Пытался пробиться на выставки, но выставляться ему запрещали. Благодаря перестройке, работы художника стали появляться и на российских выставках. Никас подружился с Михаилом Горбачевым, стал выезжать за рубеж, а его известность перешагнула границы России.

Диапазон творчества Сафронова невероятно широк: иконопись и кубизм, символизм и психологические портреты. Картины, построенные на метафоре, символах, тонких ассоциациях, перекличке исторических эпох, уводят зрителя в космическое пространство чувств и душевных переживаний. В наиболее интересных и значительных работах Никаса всегда присутствует некое внутреннее движение, потому что картины отражают либо конфликт, либо доверительное общение тела, разума и души художника. Его нередко критикуют за обилие обнаженной натуры. Сафронов стал первым русским художником, начавшим открыто исследовать грань между искусством и порнографией. ''Он обладает огромной фантазией и неземной творческой энергией. Мне думается, что его душа поражена бытием XX века, соединив поиск Бога и кощунство, веру и безволие, романтизм и жесткий взгляд на моду...'' - так расценивает творчество Никаса Сафронова Илья Глазунов.

Западными коллекционерами куплено более 700 картин Сафронова. Среди нынешних их владельцев - Софи Лорен, Пьер Карден, Жерар Депардье, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Михаил Горбачев, Никита Михалков и другие известные личности. Сафронов написал портреты президента РФ Владимира Путина, мэра Москвы Юрия Лужкова, президента Азербайджана Гейдара Алиева, певцов Муслима Магомаева, Хулио Иглесиаса, Стинга, актеров Ричарда Гира, Жана-Поля Бельмондо, Элизабет Тейлор и многих других.

О нем известно, что:

* его любимые писатели - Мопассан, Флобер, Шекспир, ранний Толстой, О'Генри. В свободное время любит читать сказки народов мира.

* из шести братьев был младшим. Младше Никаса в семье только сестра.

* в детстве нашел фотографию Софи Лорен. Думал, что это икона. Молился на нее.

* исповедует принцип, заимствованный у Сальвадора Дали: главное, чтобы твое имя всегда было на слуху, даже если о тебе говорят хорошо.

* умеет подкупать людей - кого картинами, кого дружбой, кого прямодушием.

* ведет все свои дела сам, так как не доверяет галереям и импресарио.

* предприимчив. В молодости с отличием окончил университет фарцовки польскими джинсами.

- Никас, почему пока не сложилось с вашим приездом в Израиль? Чуть ли не во всех городах мира вы уже побывали, но до Святой земли пока не добрались.

- Хотел бы рассказать сначала одну историю, которая связана с вашей страной. Мой друг, недавно умерший маг Юрий Лонго, портрет которого я написал, поместил его на открытки, на которых давал автографы людям. И вот как-то он побывал в Израиле, где расписался на такой вот открытке для одной девочки, которая, посмотрев на нее, спросила Лонго: ''А кто нарисовал этот ваш портрет?''. Лонго ответил. ''Сафронов?! - удивилась девочка. - Да мы же его в нашей художественной школе изучаем как классика''. ''А кого еще из русских классиков вы еще изучаете?'' - спросил Юра. ''Пикассо и Дали'', - ответила она. Лонго не без улыбки пересказал мне всю это историю. Так что мне очень приятно давать интервью для газеты из той страны, в художественных школах которой изучают меня как классика.

- Ну вот и осталось принадлежность к классикам подтвердить личным присутствием.

- Да все как-то не находится повода. Обычно я езжу за границу к клиентам. В Израиле пока таковых не находится. А просто так приезжать, честно говоря, физически не хватает времени. Вот старых моих клиентов, которые раньше, еще в Вильнюсе, покупали мои работы, насколько я знаю, в Израиле немало. Честно говорю, что мечтаю побывать в Израиле. И Юра Лонго много раз пытался организовать нашу совместную с ним поездку, но все бросить и приехать не получалось до последнего времени. Но я не оставляю надежды побывать у вас в гостях, посетить святые места, обязательно походить по иерусалимским улочкам. Мой любимый тип женщин, который я часто изображаю на полотнах, это именно библейский тип. Уверен, что именно таких типажей я увижу предостаточно. Приеду. Летом. И обязательно сделаю цикл работ на эту тему. Мой папа из рода священников, и вот когда я первый раз в своей жизни поехал в Италию, он сказал мне, что после Италии я обязательно должен побывать на Святой земле. Пока я этого не сделал, но обязательно сделаю.

- Вы сказали, времени у вас физически не хватает. На что уходит оно у современных художников - на работу, тусовку, общественную деятельность?

- На что уходит у других, не знаю. Не интересуюсь и не слежу, по крайней мере. На многое, наверное. Я вот завтра улетаю в Гонконг - там выходит в свет альбом моих работ, оттуда в Питер, где тоже в одном из издательств в скором времени будет выпущен еще один альбом, затем в Оман, где буду писать портрет султана и его супруги. Вот такой вот у меня лично ритм - все забито. Смотрите сами: интервью давать надо. Вам, например...

- Отказываете ли в интервью?

- Отказываюсь лишь в том случае, когда ясно понимаю, что человек, который будет писать обо мне, - идиот. Разумеется, что если даю интервью, то смотрю на то, какой аудитории оно предназначено. Урюпинск, сами понимаете, - одна аудитория, газета ''Комсомольская правда'' - другая. Опять же, одни читают только такие газеты и журналы, вторые никогда и в руки не брали то, что читают первые. Почему бы и не дать интервью, если в тебе нуждаются? Так что днем могут быть интервью, вечером - деловые встречи плюс светские обязанности, а в полночь я начинаю писать картины. Работаю до 6 утра, после чего отправляюсь спать, а там и следующий день начинается.

- Кто из сильных мира сего сделал вам заказы за последнее время?

- Российский политик Владимир Рушайло, президент Белоруссии Александр Лукашенко. На уровне обсуждения - президент Узбекистана Ислам Каримов. Сказали мне, что супруга кемеровского губернатора Амана Тулеева - моя поклонница и тоже хочет заказать свой портрет. Бразильский президент свой портрет решил заказать у, как он меня почему-то назвал, ''грека, живущего в России''.

- А от кого заказов не было, но вы хотели бы нарисовать портреты этих людей?

- В первую очередь, это Ариэль Шарон. Не теряю надежды на его выздоровление. Я не знаком с ним лично, но много видел его на экране ТВ, читал и слышал о нем Несколько его выступлений произвели на меня большое впечатление. Евреям я вообще должен сказать спасибо. Обо мне в Америке впервые узнали именно благодаря тем моим работам, которые советские евреи, эмигрировавшие из Прибалтики в США, вывезли с собой.

- Что происходит, когда заказ на написание портрета поступает к вам, например, от политика или общественного деятеля, который вам неприятен своими взглядами, своей позицией, своими высказываниями?

- Я почти не отказываюсь в таких случаях, просто действую как профессионал - изображаю человека таким образом, что его портрет будет точным, а сам человек может и не понять правды, завуалированной в его глазах или неуловимых, как у Джоконды, чертах. Опять же, если речь идет о человеке неприятном, но историческом, то почему бы его не запечатлеть? Известно, что Веласкес очень любил деньги и все равно не мог не изображать правды. Один раз он так написал за хорошую оплату портрет одного из пап римских, что этот портрет при жизни того папы ни разу не выставлялся.

- Власть предержащие, как правило, относятся к категории людей занятых. И все равно они находят время на то, что позировать вам?

- Мне нужно 2-3 сеанса в рабочем порядке, т.е. важно, чтобы человек не позировал мне, а работал. Я вообще не люблю, чтобы мне позировали, иначе на портрете получается ''мертвое'' лицо, как это получается у Шилова. Я делаю эскизы, потом сажусь за мольберт и как бы голографически восстанавливаю в своем восприятии портрет этого человека и пишу именно характер - блеск глаз, линию улыбки. Вот и люблю я наблюдать перед началом работы за человеком в жизни - на даче, дома, в рабочем кабинете. Потом пишу, показываю, принимаю поправки, если таковые имеются, опять пишу. Вот таким вот способом все и заканчивается. Принимаю ли всегда поправки? Как правило, да. Но вот один раз какой-то финансист попросил меня изобразить его в манере написанного мною же портрета актера Клинта Иствуда. А если вы увидите этот портрет, то поймете, что знаменитый актер изображен там в образе эдакого пирата. У заказчика же не то что морской загар не наблюдался, но и признаков бороды не было даже в помине, да и щечки висели. Я сказал, что этот образ вряд ли ему подойдет, но клиент настаивал, даже увеличил сумму гонорара. Я сдался, написал. Портрет нигде не выставляется, ни в каких каталогах или альбомах не упоминается. Тут подход как в профессиональном боксе. За минуту до выхода на ринг ты не можешь сказать своему менеджеру, что у тебя нет настроения или тебе не нравится соперник. Нужно идти и драться за победу. Я бы тоже мог сказать, что пишу только для себя или для друзей. Но я зарабатываю деньги и на жизнь, и для того чтобы содержать штат, и чтобы помогать двум школам в Ульяновске и Димитровграде, в которых, помимо прочего, я плачу дополнительную зарплату педагогам. Уже построил храм и часовню, оказываю помощь интернату для незрячих. Опять же у меня четверо детей, братья, сестра…

- Согласится ли Сафронов за круглую сумму взять бездарность в ученики?

- Я не преподаю. У меня есть свои ноу-хау в области импрессионизма - мастихина, несколько слоев краски и т.п. После недавней выставки в Бельгии мне предложили за часовой мастер-класс ни много, ни мало 100 тысяч евро. Но я отказался. Честно скажу, не хочу делиться своими секретами. Плюс у меня уже есть опыт преподавания, и студенты не понимали того, чего от них я пытался добиться. Я не педагог, да и не хочется делиться. Это как тайна исповеди в храме искусства, в котором только ты - и полотно.

- Используете достижения нашей цивилизации - компьютеры, сканеры и т.п. в своей работе? Или, как в веке XVIII, перед вами лишь холст, кисть и краски?

- Я не люблю компьютеры. Однажды меня сильно разозлил один ''художник'', который подделывал мои работы именно с помощью компьютерных технологий и какой-то замазки, которой он покрывал ''картины''. Называл меня своим продюсером, а я, по его версии, отправился на постоянное место жительства в Америку. Дело почти дошло до суда, но судебная система оказалась неповоротливой, и этот человек не понес наказания. Кое-что в современном искусстве - инсталляции всякие, склянки-банки-сковородки, разбросанные по залу, мне не нравятся. Это же любой человек может! Равно как и любой сможет нагишом выскочить на Красную площадь и закричать: ''Я - большой художник!''. И что дальше? Вот был я в свое время в Барселоне и видел, как работает Пикассо. А эти? Что делали они до того, как бегали нагишом? В искусстве я за то, чтобы работать по старинке.

- С учетом того, что фальсификация именно ваших картин - это некий элемент признания, как вы относитесь к тому, что уже есть поддельный Сафронов?

- Пришел как-то ко мне один тип, сказал, что ''моих'' картин он уже продал штук 50. Я назвал его негодяем и не подал ему руки. Негодяем назову каждого, кто подделывает мои работы или выдает их за мои. Почему я никого не подделываю? Почему я не торгую своей подписью, ставя ее на моих работах? А ведь сегодня моя подпись порой стоит куда дороже, чем просто моя картина. Почему я до сих пор отшлифовываю технику работы? Много раз мои работы среди прочих неподписанных выставлялись на специальных аукционах, где покупатель не знает имен авторов полотен, которые он купил, и всегда мои картины продавались дороже других. Почему не ограничиваюсь чистым холстом или черным квадратом? Хотя великий Дали говорил, что оба они гениальны по своей сути.

- Вам важна дальнейшая судьба вашей работы - будет она выставляться на всеобщее обозрение в каком-то музее или галерее или будет одиноко храниться в частном собрании?

- Не имеет значения совершенно. Хотя, конечно, какая-то духовная связь между мною и моими картинами существует. Как-то я увидел сон: загорелась одна моя работа, написанная много лет тому назад. Спустя некоторое время я узнал, что эта картина действительно сгорела при пожаре дома одного из коллекционеров. Конечно, мои полотна - это как мои дети, и я стараюсь, чтобы они уходили от меня в достойные места. Недавно ко мне в мастерскую пришел человек и за 10 тысяч долларов купил одну из моих картин. Я вызвался помочь ему донести картину до машины, но покупатель сказал, что приехал ко мне на метро. Я был удивлен, ведь мои клиенты не ездят на метро. Посетитель рассказал, что целых восемь лет копил деньги на то, чтобы стать обладателем моего полотна. Я немедленно вернул ему половину уже уплаченной суммы и предоставил свою машину с водителем.

- Кому подарите свою картину просто так?

- Да вот только что девушку проводил, которая мне понравилась. Подарил ей картину, за которую мне предлагали несколько тысяч долларов, а ей просто так подарил. Девушка показалась мне очень приятной. Вообще же это может быть человек, искренне интересующийся моим искусством, вызывающий у меня трогательные чувства. Я вообще полагаюсь на творческие начала. Да, это может быть и человек, сделавший мне, например, серьезную скидку при покупке чего-то. Вот так произошло недавно, когда я покупал ''аudi'' и мне сбросили почти треть цены. Президент автосалона ничего у меня не просил, но я непременно отправлю ему в подарок одну из своих работ. А вот в представительстве BMW в Москве на меня в обиде, т.к. я купил себе новый автомобиль не у них. Просто между автодилерами известных марок есть своего рода соревнование, кто из знаменитостей - Пугачева или Сафронов - именно у них купил машину. А как иначе, ведь пресса следит за тем, на чем передвигаются люди известные. В интервью вольно или невольно они об этом говорят, вот и создают дополнительную рекламу тому или иному бренду.

- Учитывая уровень ваших знакомств, частоту упоминания вашего имени в российской прессе и т.п., можно ли вас считать официальным российским художником?

- Нет. Например, ни в какой официальной организации я не состою. Просто так получилось - и иногда меня за это упрекают, - что я востребован. Заказ делают - я соглашаюсь, но в Кремль не хожу и, уж тем более, не имею там кабинета. Да, слава Богу, Путин ко мне хорошо относится, я даже могу сделать дружеский шарж на него, но близких или там домашних отношений между нами нет. Да и не может быть, ведь я человек публичный, а это значит, что какая-то газета может подловить меня, допустим, где-то голым на пляже. И что? Газета кладется на стол президенту с немым укором - мол, вот кого в живописцах держите.

- Признание официальной власти в виде наград и почетных званий вам необходимо?

- Вот недавно меня наградили орденом Александра Невского. Награда это не государственная, а общественная. Приятно, не скрою. Официальные награды и звания нужны разве что лишь для биографий и анкет. Наверное, это будет приятно той школе, в которой учился человек, где на стены прикрепят табличку ''В нашей школе учился народный художник России имярек''... Меня необходимость такого рода признания не мучит. Я ничего не делаю для этого - не хожу, не прошу, не клянчу. Знаю, что школы, которым я помогаю, начали ходатайствовать о чем-то. Но я даже не стал собирать нужные им для этого бумаги и справки. Придет время - дадут сами, а не дадут - не страшно. Наверное, по молодости какое-нибудь звание и потешило бы мое тщеславие, но не сегодня. Впрочем, и ханжой не хочу показаться. Дадут - приму с удовольствием. Знаю, что-то вроде на ''заслуженного художника России'' готовится. Получится - получится.

- Процесс самосовершенствования в работе у Сафронова будет длиться еще долго? Или вы уже близки к тому, чтобы назвать себя гением?

- Как только Сафронов такое скажет, он сразу перестанет быть художником.

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus