Молодые люди, отказавшиеся служить в ЦАХАЛе – отнюдь не идеалисты. Это либо трусы, либо карьеристы, убеждено большинство участников очередного голосования, проведенного порталом
ISRAland. Тема «Пятеро молодых людей отказались служить в армии и были приговорены к году тюрьмы. Как Вы относитесь к их поступку?» вызвала необычайно большой резонанс – в опросе приняли участие 2830 человек. Таким количеством участников не могут похвастаться даже опросы, проведенные накануне выборов, когда активность наших соотечественников традиционно очень высока. Похоже, что кампания, затеянная «неизвестными доброжелателями», организующими то письмо отставных летчиков, то заявление резервистов-спецназовцев, то демонстративный отказ проходить военную службу, удалась – об этих акциях говорят едва ли не в каждом израильском доме. Но ее эффект оказался совсем не таким, как ожидали анонимные миротворцы. Даже первое письмо, написанное военными летчиками, не получило широкой поддержки, а уж про остальные и говорить не приходится – от них поторопились откреститься представители всех легитимных политических партий и движений. Да, письма снискали рукоплескания левых радикалов, но публику и прежде не надо было агитировать за немедленный уход с территорий. Людей же, отличающихся умеренными взглядами, эта бурная деятельность, скорее, заставила крепко задуматься. Результаты этих размышлений мы можем наглядно увидеть в том, как распределились голоса участников голосования. Самым популярным оказался ответ «Эти ребята делают себе карьеру в каком-нибудь «Шалом ахшав», который был выбран 837 респондентами (29.57%). Почти столько же сторонников оказалось у варианта «Это обыкновенная трусость, они боятся идти в армию» (777 респондентов или 27.45%).
На третьем месте стоит ответ «Это знак, что назрела необходимость создания альтернативной службы» (563 респондента или 19.89%). Пожалуй, эта тема достойна отдельного голосования. В самом деле, служба в израильской армии никогда не была уделом всех граждан, и с каждым годом процент людей, тем или иным образом умудряющихся избежать призыва, только растет. Но если среди светских это явление пока не слишком распространено, то ортодоксов в армии практически нет. Налицо явная дискриминация, сопровождающаяся к тому же восторженным кудахтаньем о «всеобщей воинской обязанности, одном из краеугольных камней израильской государственности». С другой стороны, отказ от выполнения «священного долга» загоняет ортодоксальную общину в гетто и делает ее легкой добычей для политических манипуляторов. Посему утверждать, что тотальный призыв – благо для страны могут только люди, умеющие с восхитительной легкостью игнорировать неудобные факты. Проблема существует, и решать ее надо как можно быстрее.
Но вернемся к нашим баранам. Пятеро отказников меньше всего думали о необходимости введения альтернативной службы. Их движущий мотив – «пора прекратить оккупацию». Среди участников голосования эту точку зрения разделяют только 150 человек или 5.3%. Даже вариант «Это глупая мальчишеская выходка» набрал больше сторонников – 193 человека или 6.81%. А вот заподозрить молодых людей в тяге к самопожертвованию решились только 115 человек (4.06%), выбравших ответ «Это мужественный поступок, продиктованный идеологическими мотивами». Год в тюрьме, конечно, не сахар, даже если это израильская военная тюрьма, и даже если к узнику регулярно наведываются журналисты (а в том, что show mast go on и мы еще не раз увидим юношей на телеэкране, нет никаких сомнений). Но с учетом дивидендов, ожидающих отказников после отсидки, говорить о бескорыстии, пожалуй, не приходится. Хотя – кто знает. Ситуация далеко не однозначна и свидетельством тому весьма высокий процент участников опроса, выбравших вариант «другое мнение» (195 человек или 6.89%).