Китай, ближайший экономический партнер и союзник Ирана, 6 апреля в очередной раз предостерег от нанесения удара по ядерным объектам исламской республики.
В интервью сайту компартии КНР «Peoples Daily» один из высокопоставленных сотрудников МИДа в Пекине Чен Шидонг сказал, среди прочего: «Атака на Иран вызовет контрудар, возникнет вооруженный конфликт, который подвергнет колоссальной опасности пути транспортировки нефти в Ормузском проливе и другие коммуникации, спровоцирует стремительный рост цен на нефть и торпедирует попытки восстановить стабильность и развитие мировой экономики».
Государства Азии официально не присоединились к эмбарго на покупку нефти у Ирана, объявленному Евросоюзом (оно вступит в действие с июля). Однако Китай поддержал эмбарго и обещал существенно сократить импорт «черного золота» из Ирана. Цифры говорят о том, что определенные реальные шаги сделаны: в денежном выражении объем импорта Китая из Ирана в первые три месяца этого года снизился на 21% по сравнению с последним кварталом 2011-го.
В целом же экономические связи КНР и режима аятолл остаются чрезвычайно разветвленными, масштабными и прочными, так что попытки защитить Иран от ударов по ядерным объектам понятны и легко объяснимы. Пекин в первую очередь заботится о собственной экономике, мировая его волнует в третью очередь.
Ну и какую же альтернативу предлагает Поднебесная военному решению иранской ядерной проблемы? Никакой. Коммунистический гигант лишь без конца канючит о «пагубных последствиях нападения на Иран». Между тем, все видят, что Иран продолжает обогащать уран, а пока тянет время, «готовясь к переговорам» с Большой шестеркой. По существу, Китай, как и Россия предлагает Израилю смириться с тем, что режим аятолл обзаведется ядерным оружием.
Давид Натензон