«Когда я слышу, как кандидаты в президенты США, в том числе демократы, рассуждают о Ближнем Востоке, меня всерьез беспокоит судьба этого региона», - пишет Ким Гаттес в статье для Foreign Policy. От обещаний, что «песок будет светиться в темноте» и запрета на въезд мусульман в США до наивных предложений объединить заклятых врагов Иран и Саудовскую Аравию под знаменем борьбы с «Исламским государством» – Ближний Восток остается самым обсуждаемым и наименее понятным регионом в мире. Безусловно, ближневосточные конфликты останутся главной внешнеполитической проблемой будущего президента.
Дональд Трамп чаще остальных появляется в заголовках. Вторая часть его заявления о необходимости запретить мусульманам въезжать в США – «пока представители нашей страны не разберутся в том, что происходит» - интригует больше всего. Антимусульманский выпад Трампа свидетельствует о конспиративном мышлении, из которого следует, что у мусульман всего мира есть секретный план по захвату Соединенных Штатов.
Трамп прав относительно одной вещи: «Ирак – это катастрофа… Ливия вообще не государство». По его словам, американская интервенция в эти страны привела к неразберихе и тотальному беспорядку. Так и есть. Война в Ираке и те силы, которые она высвободила, привели к возникновению «Исламского государства». Однако, похоже, все, что может предложить Трамп – это дать силовикам свободу действий и принять силовые меры, в том числе, при помощи вооруженных сил. Трамп рассматривает политику, как деловое предприятие, и поэтому он считает, что деньги, которые Вашингтон тратит на содержание своих военных баз и оказание поддержки союзникам по всему миру, должны приносить дивиденды.
Из всех республиканских кандидатов Марко Рубио лучше всех осведомлен о ближневосточных проблемах. Также он единственный, кто разработал план по борьбе с ИГИЛ, хоть он и напоминает в немалой степени текущую стратегию президента Обамы. На первый взгляд сенатор из Флориды кажется сдержанным, но если прислушаться внимательнее к его словам, становится заметно, что он подогревает страхи и антимусульманские настроения. Обаму критикуют за то, что он осознает угрозу и, тем не менее, преуменьшает ее в глазах людей, а Рубио ее явно преувеличивает, манипулируя страхами и внушая американцам, будто ИГИЛ уже стоит у ворот. Когда Обама в этом месяце посетил мечеть, Рубио заявил, что вместо того чтобы подчеркивать реальную внешнюю угрозу, которая исходит от экстремистов, президент пытается перенести акцент на внутреннюю дискриминацию мусульман.
Демократы показывают намного лучшие результаты. Поддерживаете вы внешнеполитические взгляды Хиллари Клинтон или нет, следует признать, что ее осведомленность о проблемах Ближнего Востока, о задействованных игроках и их интересах не знает себе равных. Несмотря на это, Клинтон оставила без внимания несколько противоречивых вопросов, связанных с ее действиями и заявлениями в прошлом. В 2011 г. она поддержала интервенцию в Ливию и справедливо заметила, что уже в следующем году после окончания войны там были проведены успешные демократические выборы. Тем не менее, учитывая, что на данный момент Соединенные Штаты прикладывают большие усилия к тому, чтобы сдержать ИГИЛ в Ливии, Клинтон стоило бы подробнее остановиться на том, что сейчас происходит в этой стране, и почему она до сих уверена в правильности своего тогдашнего решения. А это будет непростой задачей, если она хочет избежать критики президента и его ближневосточной политики.
Тем временем Берни Сандерс постоянно подвергается критике за ограниченность своих знаний в области внешней политики и за нехватку внешнеполитических советников. Перед последними дебатами в Милуоки он попросту почитал о внешнеполитических проблемах, а затем выдал на-гора типичную либеральную лекцию о том, каким злом являются иностранные интервенции США. Сандерс прав, когда он указывает на непредвиденные последствия американских действий, но с 1980-х годов, когда Сандерс, судя по всему, в последний раз интересовался международными отношениями, мир, как и Соединенные Штаты, сильно изменился.
Кто бы ни стал 45-м президентом США, он или она не сможет игнорировать Ближний Восток. Просто забыть о проблемах, которые есть у США в этом регионе – это не вариант, по крайней мере, не тогда, когда регион разрывается на части и грозит утянуть с собой на дно другую часть света.