Волна протестов в Иране, начавшаяся две недели назад из-за стремительного экономического кризиса, не только не идет на спад, но продолжает расширяться. Утреннее обращение верховного лидера Ирана Али Хаменеи 9 января ситуацию не разрядило — наоборот, стало дополнительным раздражителем для улицы.
По официальным данным, погибли 22 человека, однако оппозиция утверждает, что жертв значительно больше. В стране фактически отключен интернет, мобильная связь работает с перебоями. Протесты охватили уже более 110 населенных пунктов, и власти всерьез обсуждают привлечение Корпуса стражей исламской революции для силового подавления народных волнений.
В своем заявлении Хаменеи традиционно возложил ответственность за происходящее на США и Израиль, заявив, что протестующие «работают на врагов Ирана» и разрушают страну изнутри. Он также обвинил Дональда Трампа в том, что его руки «по локоть в крови иранцев», и подчеркнул, что Иран «не отступит перед диверсантами».
В Израиле внимательно отслеживают ситуацию, не вмешиваясь напрямую. По оценкам израильской разведки, протесты действительно растут и по численности, и по географии, однако пока не представляют экзистенциальной угрозы режиму аятолл. При этом в Иерусалиме отмечают, что власти в Тегеране стараются действовать осторожно и не применять тяжелые средства подавления — вероятно, опасаясь новых американских санкций.
Сценарий, при котором Тегеран попытается переключить внимание общества на внешнего врага и пойдет на прямую эскалацию против Израиля, в израильских оценках считается маловероятным. Но подчеркивается, что события развиваются слишком быстро, чтобы делать долгосрочные прогнозы.
Тем временем протесты продолжают радикализироваться. Вечером 8 января в Тегеране были подожжены правительственные здания и символы власти, многотысячные акции продолжались до глубокой ночи. Видеозаписи из Тегерана и Мешхеда, проверенные Би-би-си, подтверждают: разогнать протестующих властям пока не удается.
ISRAland в Twitter










Предыдущая








