4 сентября израильские лица заявили, что виновником торпедирования компромиссного решения по тексту итоговой декларации Международной конференции по проблеме расизма в Дурбане, предложенного представителями норвежской делегации, является Египет.
По словам юридического советника министра иностранных дел Израиля Алана Бейкера, суть предложения Норвегии заключалась в том, чтобы констатировать простой и понятный факт: стороны палестино-израильского конфликта должны вернуться за стол переговоров, прекратить насилие, и направить свои усилия на то, чтобы возродить мирное сосуществование между двумя народами Ближнего Востока.
Израиль согласился с этим предложением, несмотря на то, что, таким образом, израильская сторона отошла от своей принципиальной позиции: ближневосточная проблема не должна стоять особняком в тексте итоговой резолюции конференции. В какой-то момент у всех появилась надежда, что представители арабских государств тоже согласятся на этом варианте.
Однако, после выступления лидера ПА Ясера Арафата, назвавшего Израиль "государством, культивирующим апартеид", в "игру" вступил генеральный секретарь Лиги арабских государств и бывший министр иностранных дел Египта Амр Мусса.
По мнению Бейкера, Мусса стал тем самым инструментом, которым представители арабских стран воспользовались, чтобы блокировать предложение Норвегии. Более того, Бейкер настаивает на том, что именно Амр Мусса попытался втянуть участников конференции в Дурбане в открытую дискуссию по проблеме Ближнего Востока. Цель совершенно очевидна: генсек Лиги арабских государств хотел получить рекордное количество анти-израильских заявлений, воспользовавшись весьма представительным "кворумом", собравшимся в Дурбане.
Далее под "удар" Амра Муссы попал глава американской делегации Майкл Саутвик, которому разгорячившийся генеральный секретарь ЛАГ прокричал: "США открыто поддерживают израильскую оккупацию, и ничего не делают для палестинцев". После этого Саутвик предложил Амру Муссе встретиться с глазу на глаз, однако последний от предложения главы американской делегации категорически отказался.
Все вышеперечисленные факты в конечном итоге убедили США в том, что дальнейшее участие в работе конференции и попытки смягчить тон итоговой декларации – пустая трата времени.