В Германии начался суд над Готтардом Лерхом, которого обвиняют в том, что он помогал ливийским властям в работе над созданием ядерного оружия. Прокуроры утверждают, что 63-летний инженер был частью сети, которая также передавала ядерные технологии Ирану и Северной Кореи. Во главе этой группировки стоял Абдулла Хан, считающийся отцом пакистанской атомной программы. Сам он уже признался в том, что создал в свое время черный рынок ядерных технологий.
Хан был «раскрыт» в прошлом году; его признали руководителем мощной контрабандистской сети. Правительство Пакистана настаивает на том, что ничего не знало о его тайной деятельности, но помиловало его в знак уважения за прошлые заслуги.
Лерха арестовали в Швейцарии в ноябре прошлого года по международному ордеру, выданному в связи с тем, что его имя всплыло в ходе следствия Международного агентства ООН по атомной энергии (МАГАТЭ). Впоследствии немецкий инженер был экстрадирован на родину, где предъявили ему обвинения в нарушении законов об экспорте вооружений, выразившемся в содействии ливийской ядерной программе в период с 1999 по 2003 годы. Сам инженер все обвинения в свой адрес отрицает. В случае, если суд признает его виновным, Лерху грозят до 15 лет лишения свободы.
Сразу после открытия процесса его адвокаты подали ходатайство об исключении трех из шести судей, заявив, что эти судьи пристрастны, поскольку не дали защите Лерха полного доступа к документам, которыми располагает обвинение. Им, заявили адвокаты, не позволили делать выписки из секретных папок и не объяснили, могут ли они обсуждать засекреченную информацию с подзащитным или ссылаться на нее в суде.
«Я не знаю, что мне можно говорить. Помогите мне», - попросил председателя суда Михаэля Зайдлинга адвокат Готфрид Реймс. Судья в ответ отметил, что пока не получил из службы внутренней безопасности Германии запрошенной им инструкции на этот счет, однако добавил, что процесс может продолжаться.
Прокуратура утверждает, что Лерху заплатили 55 млн марок (34 млн долларов) за его действия, в частности, за руководство операцией по приобретению и доставке в Ливию через ЮАР и Малайзию газовых центрифуг, способных обогащать уран.
В 2003 году было перехвачено приписанное к Германии грузовое судно с компонентами для обогатительного предприятия, шедшее из эмирата Дубай в Ливию. Именно тогда ливийский лидер Муамар Каддафи признал, что у Триполи имелась секретная ядерная программа, и согласился сотрудничать с МАГАТЭ.
Обвинители утверждают, что Лерх был настолько близок к Хану, что «не только организовал, но и руководил и координировал технически» реализацию ливийской программы создания атомного оружия.