Не дожидаясь резолюции Совбеза ООН, Америка начала финансовую изоляцию Ирана. Крупнейшие европейские банки, в том числе UBS и Credit Suisse, под давлением США резко снизили объемы финансовых операций с Тегераном.
США добиваются от правительств ЕС и крупнейших европейских банков принятия «особых мер» по контролю за финансовыми потоками Ирана, говорят источники в финансовой системе Евросоюза. Фактически Америка ввела негласные экономические санкции против Тегерана.
Повторяется ситуация с Корейской Народно-Демократической Республикой. Америка ввела в отношении КНДР «особый режим» – установив контроль над частными банками, Вашингтон заблокировал все финансовые операции правительства Северной Кореи. Неофициальные санкции болезненно отразились на работе Banco Delta Asia, который сопровождал внешнеторговые операции КНДР.
Цель экономической блокады – остановить приток денег в Иран, оставив режим Ахмадинеджада без финансирования. Америка выступает против реализации ядерной программы Тегерана, утверждая, что Иран нарушает режим нераспространения и ведет работу по созданию ядерного оружия.
Официально международное сообщество в лице ООН не вводит санкции против Ирана. Но США оказывают давление на транснациональные финансовые структуры. Вашингтон планирует изолировать Иран вне зависимости от решения Совета Безопасности ООН. На этой неделе Вашингтон будет добиваться санкции Совбеза на официальную экономическую блокаду Ирана. Но совет, в который входят Россия и Китай, может отказать американским дипломатам. С учетом такой вероятности США формируют собственную коалицию для неформального давления на Иран.
Стратегия США заключается в привлечении к блокаде Ирана стран, в которых размещаются счета правительства Ирана. Режим Ахмадинеджада владеет финансовыми активами в Великобритании, Германии, Франции, Италии и Японии.
В прошлом году американские финансовые власти обязали местные банки заморозить счета компаний и физических лиц, «вовлеченных в распространение оружия массового уничтожения». В черный список попали три иранские организации, включая Организацию атомной энергетики Ирана.
Изоляция Северной Кореи была моделью того, что Штаты хотят сделать в отношении Ирана, говорят европейские наблюдатели. Но блокада Ирана – более сложная задача. Тегеран – крупный экспортер нефти. Страна обладает более тесными связями в банковской сфере. «Абсолютный контроль за внешними финансовыми потоками Ирана практически невозможен», – признают европейские банкиры.
Однако часть крупных финансовых организаций Европы согласились с инициативой спецслужб США. Швейцарская банковская группа UBS прекратила работу с Ираном, а вторая крупнейшая швейцарская банковская организация Credit Suisse заявила, что не будет устанавливать новые деловые контакты с Ираном, Сирией и Северной Кореей.
Финансовая блокада Ирана затруднена превентивными мерами, предпринятыми Тегераном. По неофициальной информации, в последние месяцы Иран перевел значительную часть золотовалютных резервов со счетов в банках ЕС в финансовые институты Азии и Ближнего Востока.
Ахмадинеджад утверждает, что Иран не пойдет на компромисс с Вашингтоном.