Израильско-палестинское противостояние достигло беспрецедентных пределов. Это война и живем мы по законам военного времени. Самое страшное, что противник действует, и весьма успешно, у нас в тылу. Враг пытается сломить нашу мораль, посеять панику и в боевых рядах и в умах мирных граждан. И это, к моему глубочайшему сожалению, ему иногда удается - достаточно только вспомнить письмо группы резервистов.
Цель любой военной кампании - сломить боевой дух противника. Не уничтожить полностью его армию, а прежде всего сломить ее мораль. Потеря 10 или даже 5 процентов численности армии, говорят исторические прецеденты, приводит к деморализации всего личного состава. Сегодня наши танки утюжат Рамаллу, Туль-Карем и Газу. В лагерях палестинских беженцев ЦАХАЛ обнаруживает целые фабрики смерти, изготавливающие взрывчатку и ракеты "Касcам". Уничтожение десятков мастерских по производству вооружения и фотографии сотен арестованных боевиков, сдающихся с высоко поднятыми руками в плен, не могут не оказывать колоссального воздействия на мораль наших врагов. Поэтому нет сомнения, что широкомасштабные акции ЦАХАЛ в конце концов дадут желанные результаты и приведут к победе над автономией – моральной и, как следствие ее, военной.
Вопрос заключается в том, какова наша конечная цель? Кое-кто полагает, что все эти усилия и человеческие жертвы необходимы для того, чтобы заставить Арафата сесть за стол переговоров, сделать его более сговорчивым. Но ведь это самый настоящий нонсенс – добиваться переговоров о прекращении огня при помощи этого самого огня. Прекращение огня наступает в тот момент, когда стороны перестают стрелять друг в друга.
Мы воюем не только для этого, а, в первую очередь для того, чтобы уничтожить режим Арафата, принесший одни страдания не только нам, но и арабам Иудеи, Самарии и Газы. Лишь освободившись от рамалльского людоеда и его сподручных из "ФАТХА", "Танзима", "Исламского Джихада", "Хизбаллы" и "ХАМАСА" мы сможем говорить о поиске мирных путей разрешения конфликта. Это и есть наша цель – военным путем добиться не смягчения позиций Арафата (на которые нет смысла рассчитывать, точно так же, как нельзя надеяться на превращение волка в ягненка), а привести к смене руководства автономии. С этим новым руководством и следует сесть за стол переговоров. Можно не сомневаться, что лидеры, которые придут на смену Арафату, не забудут урока, преподнесенного Израилем и десять раз подумают, прежде, чем начать военные действия против нас, действия, стоившие их предшественнику власти. Вот за это мы и воюем.
Но нам уже сегодня следует подумать о том, что мы будем делать после победы, сумеем ли в полной мере воспользоваться ею. К сожалению, уже не раз, выиграв войну, Израиль оказывался не в состоянии пожинать плоды своей победы. Я очень опасаюсь, что нечто подобное может произойти и на этот раз. В нынешней "глобальной деревне" многое, слишком многое, зависит от того, как те или иные акции будут представлены на экранах CNN и АВС. Пропагандистские сражения не менее важны, чем те, что ведут наши солдаты в Рамалле и Джебалии. А умение генералов "от пропаганды" не менее важно, чем искусство военачальников. Поэтому я очень обеспокоен отсутствием у Израиля единой пропагандистской политики. Уж, казалось бы, сколько было говорено о нашем поражении в информационной войне после начала интифады, сколько копьев сломано во время дискуссий по анализу допущенных ошибок. А воз, увы, и ныне там. В этом я еще раз убедился во время недавнего визита в Канаду. Приведу всего лишь два примера, наглядно демонстрирующих всю сложность ситуации.
Еврейское лобби в Канаде было откровенно возмущенно позицией, которую занимает эта страна в палестино-израильском конфликте. Я уже писал о том, что на торжественном вечере, данном в честь президента Кацава, лидеры еврейской общины Канады чуть ли не освистали главу собственного МИДа. Представитель Канады в ООН исправно поддерживает антиизраильские резолюции, но самое поразительное заключается в том, что в ответ на критику по этому поводу, министр иностранных дел Канады недоуменно возразил мне - "Но ведь израильский МИД ни разу не выразил нам протеста!".
Многие израильтяне считают Арафата убийцей. Многие евреи Канады видят в Арафате ответственного за кровавый террор, захлестнувший Израиль. Но на позицию Канады это не оказывает ровно никакого влияния. Почему? Да потому, что в ходе телефонных бесед премьер-министр Канады Жана Кретьена с Шимоном Пересом наш глава внешнеполитического ведомства, не перестает твердить – "Арафат партнер Израиля по переговорам". Чего же мы хотим от Кретьена и от других лидеров западного мира? Как мы можем требовать от них не иметь дела с Арафатом, если никто иной, как вице-премьер Израиля считает его легитимным партнером!
А что произошло, когда председатель Думы Миронов решил отменить свой визит в Рамаллу? Конечно, он сделал это учитывая, прежде всего интересы России, но, может быть, его встреча с фракцией Исраэль ба-алия, в ходе которой мы подробно изложили ему ситуацию, произвела на него впечатление. Израильский МИД хоть как-то выразил благодарность Миронову? Созвал пресс-конференцию после столь беспрецедентного шага? Да ничуть не бывало! Можно подумать, что мы просто таки завалены выражениями поддержки со стороны мировых лидеров, поэтому МИД и не обратил внимания столь важный для Израиля поступок главы Думы России.
Прежде, чем предъявлять претензии международному сообществу, сетовать на то, что нас не понимают и не поддерживают, необходимо достичь понимания в собственном доме. Правительство национального единства должно иметь единую политику, особенно в условиях военного времени. Только тогда мы сумеем победить в пропагандистской войне. Только тогда мы сможем в полной мере воспользоваться плодами той победы, которую принесут нам наши ребята, рискующие сегодня жизнью в Рамалле, Калькилии и Туль-Кареме.
Юлий Эдельштейн, заместитель министра абсорбции