Госсекретарь США Кондолиза Райс считает, что ядерное соглашение с Северной Кореей должно служить сигналом Ирану. Выступая на пресс-конференции в Вашингтоне, Райс приветствовала достижение договоренности с Пхеньяном по поводу его ядерной программы как хорошее начало, добавив, что это еще «не конец истории». Вместе с тем, она заявила, что соглашение с Северной Кореей по ядерной программе Пхеньяна должно служить сигналом Ирану.
«Почему это не может рассматриваться как сигнал Ирану о том, что международное сообщество в состоянии мобилизовать свои ресурсы, особенно когда государства региона могут работать вместе, и что мощные дипломатические усилия, наконец, дали результаты?», - заявила Райс.
Ранее Белый дом назвал решение Пхеньяна начать свертывание своей ядерной программы в обмен на поставки топлива весьма важным первым шагом в деле превращения Корейского полуострова в безъядерную зону. Однако американская администрация предупредила Северную Корею, что если та не выполнит своего обещания, ей грозят международные санкции. Пхеньян согласился в течение ближайших 60 дней заглушить реактор в Йонбене в обмен на поставки в КНДР 50 тыс тонн горючего в рамках международной помощи.
Международные инспекторы будут наблюдать за тем, чтобы Пхеньян выполнил свои обязательства.
Северная Корея может получить еще 950 тыс тонн горючего, когда предоставит полный список всех проводимых ей ядерных исследований и предпримет другие шаги к сворачиванию ядерной программы.
Кроме того, в соответствии с достигнутым соглашением, США начнут с Северной Кореей двусторонние переговоры, на которых, помимо прочего, предстоит обсудить снятие американских санкций против КНДР.
Двусторонние переговоры с Пхеньяном предстоит начать и Токио. Через 60 дней министры иностранных дел участвующих в переговорах стран встретятся, чтобы обсудить ход выполнения соглашения.
Однако некоторые в Вашингтоне настроены скептически в отношении достигнутых договоренностей. Бывший представитель США в ООН Джон Болтон считает, что Северная Корея «не заслужила поставок топлива», так как согласилась лишь частично свернуть свою ядерную программу. По мнению Болтона, подобные сделки могут послужить плохим примером для тех стран, которые пока не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия.
Представители обеих Корей, США, Китая, Японии и России работали до ночи понедельника, чтобы согласовать детали соглашения. Глава российской делегации на переговорах, замминистра иностранных дел России Александр Лосюков, ранее высказался за закрытие реактора в Йонбене. «Мы поддерживаем замораживание (реактора) как шаг первого этапа. Но лучше бы его ликвидировать, и обеспечиваться Северной Корее энергией какими-то другими методами», - сказал он журналистам перед началом переговоров во вторник. Лосюков подчеркнул, что «наличие этого реактора энергетических нужд Северной Кореи не решает».
Источник, близкий к российской делегации, сообщил журналистам на условиях анонимности, что участие Москвы в международной экономической помощи Пхеньяну может выразиться в списании части северокорейского долга России. Общая сумма долга составляет около 8 млрд долларов. Вместе с тем источник подчеркнул, что «решение не в компетенции делегации, это - прерогатива правительства».
Между тем, параллельно с переговорами об иранском атоме, представители КНДР и Японии обсудили вопрос выдачи японских граждан, похищенных в 1970-х - 1980-х годах. Премьер-министр Японии Синдзо Абе заявил, что сторонам не удалось достичь особого прогресса в этом вопросе. В 2002 году Пхеньян выдал Японии пятерых человек, однако в Токио полагают, что несколько граждан Японии по-прежнему удерживаются в КНДР.