Портал ISRAland - израильские новости


26 Апреля 2024 [18 Нисана, 5784 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Полковник Иегуда Вегман: "Наша оборонная концепция - мутант"

10.01.2007 | 01:20


Евгения Кравчик, Новости недели

В течение двух дней 600 офицеров, представителей высшего армейского командования, анализировали результаты 50 (!) ведомственных проверок, проведенных по итогам второй ливанской войны.


Несмотря на то, что в каждом из итоговых документов приведены чудовищные факты, ни начальник генштаба Дан Халуц, ни другие генералы в отставку не подали и ответственность за провальные результаты войны на себя не взяли.

Неужели высшее командование чисто, как стеклышко, а в поражении повинны исключительно исполнители – командиры дивизий и подразделений, солдаты срочной службы и резервисты? А может, политическое руководство страны связало армию по рукам и ногам, не позволив ей выполнить прямое свое предназначение – обеспечить безопасность граждан страны?

Чтобы получить хотя бы частичный ответ на эти вопросы, я обратилась к полковнику Иегуде Вегману, бывшему командиру танковой дивизии, военному историку, автору сотен статей, посвященных ЦАХАЛу.

Причины и следствие

Первопричиной поражения во второй ливанской войне полковник Вегман считает воцарившийся в ЦАХАЛе "постмодернистский идейно-концептуальный хаос".

- Для того чтобы армия одержала победу, она прежде всего должна четко видеть поставленную перед ней конечную цель и действовать решительно, - объясняет он. – Постмодернизм, однако, отвергает способность принимать однозначные решения. Его стихия - копание в себе, усиленное чувством вины.

- Какие ощущения вы испытывали, наблюдая за тем, как ЦАХАЛ вел боевые действия в период недавней ливанской войны?

- При чем тут ощущения?! – нервничает Вегман. – Я писал и публиковал все то, что считал нужным. На протяжении всей своей офицерской службы я предостерегал: концепция ведения боя, исповедуемая высшим армейским командованием, не соответствует насущным нуждам страны. Происходящие в стратегическом мышлении мутации рано или поздно приведут ЦАХАЛ к катастрофе.

- Процесс этот начался с подписания соглашений Осло?

- Подписанный в 1993 году договор лишь подстегнул его, - говорит полковник. – В мои задачи не входит анализ этих соглашений, высшее армейское командование при любых обстоятельствах обязано быть высокопрофессиональным, во-первых, и бескомпромиссным в своем профессионализме, во-вторых. И, конечно, сильным, не подверженным сиюминутным веяниям изменчивой политической моды. Если же армейское командование бесхребетно, оно старается подыгрывать политикам.

- Чуть ли не каждый начальник или замначальника генштаба, не успев выйти в отставку, тут же подыскивает себе место в списке все-равно-какой партии, лишь бы занять кресло министра обороны...

- Вы правы, но я о другом. С моей точки зрения, проблема гораздо глубже. Те, кто сегодня командует ЦАХАЛом, не обладают нужными для этого профессиональными знаниями. Чтобы удержаться на своих постах, им приходится чутко улавливать новые веяния и сразу подстраиваться под них. Если бы нынешнему командованию хватало знаний и опыта, оно сходу отвергло бы безумную идею разгромить "Хизбаллу" только с помощью авиации. Во-первых, такая концепция ведения боя противоречит основополагающим принципам любой цивилизованной армии. Во-вторых, она противоречит оборонительной концепции Израиля, которая с первых дней существования государства строилась на двух принципах: молниеносность и ведение боя на территории противника. Это огромный Советский Союз с его тоталитарным режимом мог во время Второй мировой войны позволить себе такую "роскошь" как оборонительные бои на собственной территории и невероятные, более 20 миллионов, людские потери. И, несмотря на это, СССР сумел повергнуть нацистскую Германию. Но территория Израиля – точка на карте мира, еврейское население – капля в море. Именно в связи с этим с первых дней существования государства Бен-Гурион нацелил армию на неукоснительное достижение двух основополагающих для выживания страны целей: ведение боев на территории противника и быстрота.

Можно было в начале второй ливанской войны обратиться к населению севера: помучайтесь в убежищах два-три дня, пока мы введем в Ливан наземные войска и мощным ударом покончим с боевиками "Хизбаллы", - продолжает полковник. – Но заточить почти миллион человек в подвалах на 34 дня?! Такое недопустимо. Высшее армейское командование обязано было донести эту простейшую мысль до политического руководства, однако оно этого не сделало.

Вегман убежден: бессмысленно ожидать военного профессионализма от Переца или Ольмерта - они гражданские люди. Но начальник генштаба должен был доходчиво разъяснить политическому руководству: "Извините, вы встали на ошибочный путь, который противоречит элементарной тактике грамотной обороны". Однако высшему армейскому командованию, видимо, не хватило либо знаний, либо гражданского мужества на такой поступок.

- Из генштаба поступают утечки информации, из которых явствует, что политическое руководство оказывало на армию чудовищное давление. Вы согласны с этим?

- А даже если и оказывало, так что?! Где в таком случае веское слово военных? Почему оно не прозвучало? В преддверии Шестидневной войны политическое руководство страны тоже медлило и колебалось, но армейское командование твердо стояло на своем, оказало на правительство давление и достигло поставленной цели.

Терроризм - не война?

- Сдерот вот уже шесть лет находится на осадном положении, однако решительных мер по обузданию боевиков правительство не принимает, - замечаю я.

- Концептуальная мутация заключается, среди прочего, и в том, что в начале второй интифады терроризм не был признан военными действиями, - объясняет полковник Вегман. - Предыдущие начальники генштаба даже термин новый изобрели: ограниченные вооруженные столкновения. Лично я приравниваю эту концепцию к пособничеству врагу. Активнее всех внедрял в сознание командиров идею "ограниченного вооруженного столкновения" предыдущий начальник генштаба Моше (Буги) Яалон. Он считал, что с палестинцами надо вести войну на истощение. Кто первый сломается, тот и будет побежден.

- Не кажется ли вам, что в войне на истощение Израиль сломался первым?

- Начнем с другого: изобретатели этой концепции уклонились от выполнения единственной и главной задачи ЦАХАЛа – обеспечения безопасности мирного населения, - говорит Вегман и приводит такой факт: - С сентября 2000 года, с начала интифады, до апреля 2002 года, то есть более полутора лет, армия бездействовала и с терроризмом не боролась. За этот период мы понесли немалые потери – порядка 800 убитых, в основном мирные граждане. Лишь после того как в марте 2002 года в отеле "Парк" в Нетании был совершен кровавый теракт, до командования дошло, что так дальше продолжаться не может, и тогда была проведена операция "Защитная стена". А осуществить ее следовало в первый же день интифады.

Слабость стимулирует боевиков

- Как вы считаете, правильно ли поступил Израиль, выведя в одностороннем порядке войска из сектора Газа?

- Я считаю, нельзя было этого делать, - говорит Иегуда Вегман. – Точно так же недопустимо было в одностороннем порядке, без подписания договора, выводить наши войска из Ливана. Стыд и позор, как это было сделано! Если уж было принято решение вывести из Ливана подразделения ЦАХАЛа, следовало тут же четко обозначить ту красную черту, переступив которую, "Хизбалла" будет бита. Надо было заявить однозначно: при появлении первого же укрепленного пункта "Хизбаллы" по другую сторону разделительного забора по нему будет открыт огонь на поражение.

- А ведь сразу после ухода Израиля из Ливана вдоль всей границы были сооружены капитальные укрепленные пункты, – напоминаю я.

- Увы, - соглашается Вегман. – Что же касается сектора Газы, то, с моей точки зрения, на каком-то этапе нам все равно пришлось бы аннулировать еврейские поселения, расположенные в населенной арабами местности. Прежде, на ранних стадиях сионизма, требовалось ставить арабов перед фактом создания все новых и новых еврейских поселений. Сейчас, когда от сионизма, скажем правду, не осталось уже и следа, мы должны смотреть на вещи реально. Однако недопустимо было отступать из сектора Газы так, как отступили мы. Даже если Израиль решил вывести свои войска оттуда в одностороннем порядке, без договора, это отнюдь не означает, что мы не должны были предупредить врага: одно-единственное покушение на нас – и мы открываем по сектору Газы ураганный огонь! В тот период, кстати, международное сообщество наверняка поддержало бы Израиль в этих требованиях, потому что нас уже невозможно было обвинить в том, что сектор Газы – "оккупированная" территория. Однако это сделано не было.

- В результате Израиль оказался в западне…

- Безвыходных ситуаций не бывает, - возражает полковник Вегман. – Я считаю, Израиль должен завершить размежевание.

- Что вы имеете в виду?

- Мы вывели из сектора Газы свои воинские подразделения и ликвидировали поселения, но никоим образом от Газы не отделились. Израиль продолжает снабжать палестинцев питьевой водой, электричеством и всевозможными товарами, позволяет арабам работать на нашей суверенной территории, то есть обеспечивает их источником заработка... Абсурд! Не снабжаем ведь мы электричеством, водой и рабочими местами Сирию, с которой не связаны договором о мире. Хватит нам тянуть на своем горбу сектор Газы! Будь я главой правительства, предупредил бы палестинцев, что в течение трех месяцев Израиль прекратит снабжать ПА электроэнергией, горючим, стройматериалами и работой. У власти там правительство ХАМАСа, которое не признает за Израилем право на существование. Никакое другое государство во всем мире не содержит тех, кто добивается его уничтожения! 60 процентов жителей ПА проголосовали на выборах за ХАМАС. Вот пускай правительство ХАМАСа кормит и снабжает своих избирателей самостоятельно. Чтобы население ПА не померло с голоду, отключить электроэнергию и прекратить снабжение водой нужно не резко, а в течение трех месяцев, чтобы дать Исмаилу Хании время договориться о поставках с Египтом или с Европейским сообществом.

Мой собеседник приводит такой факт:

- Ежегодно Израиль поставляет Иордании 50 миллионов кубометров пресной воды из Кинерета, но с этой страной у нас имеется договор о мире. К тому же в обмен на эту воду Иордания дала нам возможность использовать аналогичные источники в пустыне Арава. Главное - Амман не обстреливает Израиль. Что же касается сектора Газы, то мы с Газой расстались, а она с нами - нет. Вот это я и имею в виду, говоря о том, что пора завершить размежевание.

Вегмана нисколько не пугают возможные обвинения в адрес Израиля по поводу того, что подобными действиями он может привести сектор Газы к гуманитарной катастрофе.

- Вы же понимаете, что у нас на такие обвинения найдутся достойные контраргументы, - говорит он.

Не разъяснять, а действовать

- Нынешнее правительство ведет с ХАМАСом тайные переговоры об освобождении из тюрем сотен палестинских террористов, - замечаю я.

- Все это звенья одной цепи, производное слабости, - констатирует полковник Вегман. - К сожалению, эту слабость "упаковывают" в красивые слова. Помните высказывание Шарона "Сдержанность – это сила"? В ряде случаев сдержанность, наверное, полезна, но далеко не всегда. Повторю: недопустимо продолжать снабжать ПА электричеством в то время как из Бейт-Хануна обстреливают Сдерот. Форменное еврейское безумие!

Возмущает Вегмана и тот факт, что в последние годы всевозможные академические структуры, работающие на ЦАХАЛ, занимаются исключительно разъяснительной работой вместо того чтобы нацеливать армию на обеспечение безопасности.

- Тем же занимается и советник главы правительства по вопросам борьбы с террором, и всевозможные институты, - говорит он. – Подобных должностных лиц и организаций – великое множество, но ни одна из них не предлагает конкретного решения проблемы, зато все, в том числе пресс-служба ЦАХАЛа, глава правительства и начальник армейской разведки, объясняют гражданам, по каким причинам страна оказалась в тупиковой ситуации. И никто не предлагает собственных вариантов решения проблемы. Хватит нам заниматься словоблудием, пора действовать! Тем более, что специалисты военного дела знают, как покончить с терроризмом. На этом, как я уже говорил, зиждется оборонная концепция: быстрота реакции и ведение боя на территории противника.

Иегуда Вегман - уроженец кибуца Сдот-Ям, расположенного в центре страны неподалеку от Кесарии. Отец Иегуды, Аарон, родился во Львове, репатриировался в 7-летнем возрасте. Родители матери, Хедвы (Фриды), прибыли из Одессы и поселились в Тель-Авиве, но турецкие власти, подозревавшие в каждом российском еврее коллаборациониста, который сотрудничает с британцами, выселили часть ашкеназов Тель-Авива в Египет. Там и родилась мать Иегуды. Впоследствии Хедва репатриировалась и через некоторое время поселилась в кибуце Сдот-Ям. Там дочь одесситов познакомилась с львовянином Аароном Вегманом и вышла за него замуж.

В Шестидневную войну Иегуда был солдатом срочной службы и сражался на Синае в составе 7-й танковой дивизии. На "гражданку" вышел в чине лейтенанта, участвовал в резервистских сборах.

В Войну Судного дня Вегман воевал на Голанских высотах. Начав войну командиром роты танкистов-резервистов, закончил комбатом.

Вегман не приемлет рассуждений о том, что часть солдат и офицеров покидает поле боя глубоко травмированными людьми.

- Обычно перед СМИ исповедуются те из военнослужащих, кто не выдержал нервного напряжения и сломался, - говорит он. – Они-то и разглагольствуют о психологической травме. В результате у рядовых граждан складывается впечатление, что каждый, кому довелось участвовать в боях, конченый человек... Это весьма далеко от правды.

Во время первой ливанской войны Вегман был заместителем командира дивизии.

- Первый месяц мы прикрывали Голаны, а потом были введены в Ливан, - вспоминает он.

В 1987 году семья Вегман распрощалась с коллективным хозяйством и перебралась в мошав в районе Кастины, а позже – в Рамат а-Шарон. Однако долго пробыть на "гражданке" Иегуде не удалось: в 1990 году командующий Северного округа генерал Йоси Пелед предложил ему вернуться на службу в качестве замкомандира танковой дивизии. 4 года Иегуда был инструктором на офицерских курсах, затем в течение 5 лет обучал командиров. Из армии уволился в 2000 году, но еще два года призывался на резервистские сборы.

У Вегмана и его жены Ханы четверо взрослых детей.


"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus