Портал ISRAland - израильские новости


21 Октября 2018 [12 Хешвана, 5779 г.] В Иерусалиме
Взгляд: Психология
Архив статей

Феномен XXI века. Дети Индиго - признак зарождения новой цивилизации

02.02.2007 | 01:20


Подбор материала связан с часто задаваемыми вопросами родителей о своих детях, их переживаниями, растерянностью, беспомощностью и отсутствием необходимой помощи в вопросах воспитания в конце XX и начале XXI века.

Нам нужны новые знания для переосмысления происходящего. Чтобы помочь своим детям, необходимо понять, что делать нам, взрослым людям в меняющихся условиях. Выживать самим и быть успешными родителями - новая цель и новые правила.

Характеристика нового поколения - первый шаг за родителями

Накопилось много материалов, отражающих разные мнения. Эта тема становиться популярной, и возникает много вопросов, которые настало время обсудить с широкой аудиторией. Тема, которую я сочла возможным затронуть, скорее, относиться к современным феноменам, нежели к хорошо изученным вопросам педагогики, психологии, медицины и других социальных наук.

В практике психологического консультирования за последние годы участились обращения родителей, обеспокоенных или поведением своих детей, или отклонениями, мешающими в обучении. Иные и вовсе описывали странности, которые могут быть психиатрическими симптомами.

К сожалению, большинство родителей глухи к призывам психологов и педагогов быть с детьми внимательными, доброжелательными, уважать и любить их такими, какие они есть. Родители искренне не понимают, почему они должны воспитывать детей иначе, чем воспитывали их самих. И вот Ли Кэрролл и Джейн Тоубэер нашли неоспоримый довод: "Ребенок Индиго - это такой ребенок, который обладает новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Это предполагает, что все (!) люди, взаимодействующие с подобными детьми (особенно родители), чтобы достичь успеха, должны изменить свой подход к ним, методы воспитания и способы лечения".

Вот какую характеристику дают этим детям  авторы в своей книге «Дети индиго».

1. Они ощущают свое превосходство над всеми и часто ведут себя соответствующим образом.

2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.

3. Они не сомневаются в своей значимости и нередко сообщают родителям «кто они».

4. Для них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора.

5. Им физически и морально трудно совершать некоторые бессмысленные, с их точки зрения, действия, например, стоять в очереди.

6. Они теряются, когда вместо проявления творческих способностей от них требуют строгого соблюдения традиции.

7. Они часто видят более рациональный способ решения той или иной задачи, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и нежелание таких детей приспосабливаться к существующей системе.

8. Они необщительны, если не находятся в кругу себе подобных. Если рядом нет никого похожего на них, они замыкаются в себе, чувствуют, что их никто не понимает. Поэтому им очень нелегко устанавливать социальные связи в период обучения.

9. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины, остаются глухи к угрозам вроде: «Вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь!»

10. Они не стесняются говорить о том, в чем испытывают нужду.

11. Их уважение может заслужить лишь тот, кто действительно многое знает и ведет себя достойно.

12. Эти дети философы, их суждения о смысле жизни, о предназначении человека, о Вселенной и о Боге отличаются глубиной и оригинальностью.

13. У многих «индиго» с самого рождения хорошо развиты целительские и экстрасенсорные способности.


Из этого следуют выводы, которые лучше принять, чем оспаривать: родители все чаще испытывают свою беспомощность перед собственными детьми, если стараются общаться с ними по старым, давно прижившимся канонам воспитания, передаваемым из поколения в поколение. Наблюдаемое явление выходит далеко за рамки известного конфликта "отцов и детей", как естественная динамика эволюционного процесса.

Эти устаревшие понятия о домашнем воспитании, стали давать больше сбоев и лишили взрослых некой власти над детьми, реальных способов воздействия и контроля. Система образования вызывает все больше критики и ощущение несоответствия современным запросам. Изменения происходят все быстрее и свидетельствуют о неком глобальном кризисе ценностей нашей цивилизации.

Все специалисты, изучающие данную тему, сходятся во мнении, что к таким детям необходим принципиально другой подход, основной целью которого является адаптация в обществе с чужеродными для них нормами. Для выполнения этой важной миссии необходимо помочь изменить отношение родителей к процессу воспитания, давая им информацию о переменах, происходящих с детьми нового поколения. Именно родители оказываются с первых дней рождения необычного ребенка вовлеченными в процесс смены старых норм, связанных с заботой, уходом и воспитанием детей.

Взрослея, дети создают тяжелые проблемы не только в семейных отношениях, но и в обществе. Без грамотного и вдумчивого подхода, такие проблемы родителям в одиночку не преодолеть. Назревает необходимость познакомиться с новыми критериями и ориентирами в вопросах взаимопонимания родителей и их детей: "а как можно  справиться с новым поколением, не превращая радости семейного воспитания в тотальные воины с детьми?"

Роль семьи и социальный статус родителей в обществе

Основными обязанностями родителей являются: сохранность жизни и здоровья своего ребенка, обеспечение условий для нормального развития и обучения, передача опыта, прививание общечеловеческих ценностей - через воспитание. Проявляя заботу, родители стремятся создать особый климат в семье для нормальной жизни, где есть любовь, взаимопонимание и семейные радости.

Но, к сожалению, не у всех это получается и причин много! Требования общества к личности "соответствовать действующим в социуме нормам", расценивается, как угроза для выживания, если эти нормы не выполняются. Все большая вовлеченность в социальную жизнь  каждого члена семьи (и взрослых и детей), ради высоких достижений, материального благополучия, следования модным веяниям "как правильно надо жить" - уменьшают  возможности семейного контакта, помощи и влияния друг на друга.

Стремясь к успеху, люди доходят до другой крайности, превращаясь в трудоголиков не только из-за любви к своей работе, а потому, что боятся потерять свое место. Время на саму жизнь сокращается. Постоянный стрессовый фон, тоже является нормой современного стиля жизни, но люди должны каким-то образом быть еще и успешными родителями.

Молодые родители вначале, испытывают дефицит опыта и знаний, связанных с воспитанием, потом дефицит времени, зачастую денег. Как следствие, появляется дефицит спокойствия да и просто душевных сил! Повышенный износ, повышенная утомляемость, приводит к неосознанному обесцениванию отношений "родители - дети", которые взрослые откладывают на потом, до лучших времен.

Условия, которые создают родители для своих детей, определяют их дальнейшую судьбу. Современные родители стремятся, в первую очередь достичь финансового благополучия своей семьи, закрепленного статуса, что очень важно (!), но на это уходит большая часть их душевных ресурсов! Микроклимат большинства семей формируется из дефицита положительных эмоций, тревожности за завтрашний день и зависимости от любых изменений.

Самая распространенная проблема, привносимая в семью, это формальное понимание нужд близкого человека и правил общения, позаимствованных у общества, где господствует стереотипное мышление.

Взрослые, которые зачастую общаются со своими детьми исключительно по формальным поводам («помыл ли руки», «что ты ел», «как сидишь», «не груби», «сколько получил за контрольную», «соседский мальчик лучше тебя...») не всегда точно чувствуют и понимают своих малолетних отпрысков. Родители знают, что должны делать дети и как с ними управляться (используя общие представления), а дети хотят, чтобы их родные мама и папа чувствовали и понимали конкретно его и конкретно в данной ситуации и не навязывали ему искусственных "надо и должен, потому что...".

Эта потребность ребенка называется "защищенность" первичного характера, она же базовая, которую он получает от своих родителей, или по каким-то причинам не получает. Для того, чтобы родители могли лучше отстоять интересы своего ребенка в детсаду или школе необходимо менять личные предубеждения типа: "от детей одни хлопоты и проблемы", "я опасаюсь не справиться с ролью родителя", "меня так воспитывали, почему я должен менять правила воспитания", "взрослый всегда прав", "жизненный опыт - это однозначный критерий "как надо" ", "я зарабатываю деньги, я тебя породил, поэтому, что хочу, то и делаю с тобой".

Для благоприятных изменений необходимо пересмотреть устаревшие, но закрепленные нормы воспитания с учетом укрепившихся национальных традиций разных народов, стремящихся жить в единой социальной формации, но противопоставляющих свои национальные особенности в ущерб комфорту и облегченной форме адаптивности их детей, лучшей выживаемости и реализации!

Известное социальное неравенство в экономических возможностях родителей разделили общество на богатых и бедных, что в свою очередь, вызывает страдания у детей, формируя комплекс неполноценности с изначальной заниженной самооценкой и психологией "униженного человека". Опыт современной демократии показывает, что эти проблемы можно смягчить, но это данность. Они по-прежнему есть!

Этот процесс предполагает изменение не только привычных стереотипов "что правильно, а что недозволенно", а в основном мировоззренческих позиций, где главными вопросами являются: кому удобны те или иные установленные правила и законы? выполняют ли они свою роль и полезность? Семья, как микроорганизм, повторяющий все закономерности общественного устройства, использует те же методы принуждения и поощрения, правила регуляции маленьким коллективом (используется известное, привычное и не всегда лучшее), большой социальной проблемой становится элементарная безграмотность родителей в вопросах воспитания, без учета психологических возрастных особенностей детей, желание самоутверждаться на слабом члене общества, превращается в демонстрацию тупой силы под прикрытием более высокого социального положения, нарушение прав человека стали нашей реальностью повсеместно, и истоки этого явления в семейных отношениях.

В новой концепции по изменению общественного сознания в вопросах воспитания, именно родителям предлагается стать союзниками в формировании личности их ребенка вместе с самим ребенком. И только потом сотрудничать с другими социальными организациями, а не брать распространенное мнение, как единственно верное, обезличивающее индивидуальные особенности вашего ребенка.

После изменения родительского сознания с ребенком можно спокойно работать и помочь ему адаптироваться

Предполагается, что позиция одностороннего управления детьми (сверху вниз), больше не дает преимуществ в организации жизнедеятельности самих детей и не помогает передаче опыта новому поколению. Чувство ответственности родителей за жизнь и воспитание своих наследников приравнивается по своей силе к врожденным инстинктам. Поэтому, страх родителей не справиться со своими обязанностями порождает или чувство вины, или неудовлетворенность, разочарованность, зачастую агрессию, раздражение и желание подавить "непонятное" сопротивление собственных детей на родительские требования.

В результате такого подхода, догматизм в вопросах воспитания и характерная стилистика общения старшего по возрасту по отношению к младшему однозначно закрепляла позиции превосходства и наделяла неограниченной властью взрослых. Только при таких условиях родители способны были осуществлять функции ухода, заботы и воспитания. Если же это превосходство обесценивается и не признается детьми, то взрослые люди оказываются практически, беспомощны и не могут выполнять свои обязанности родителей.

Тогда уместно говорить не только о сопротивлении детей против несправедливых взаимоотношений, такое же сопротивление демонстрируют взрослые, настаивая на своих правах в тотальном превосходстве и не уступая своих позиций "однозначно правильных", закрепленных в стереотипах общественного сознания. Взрослым очень трудно перестроиться и начать изменения, если для них нет убедительных причин. Теперь эти причины есть!

Следовательно, родители, склонные придерживаться консервативных взглядов и традиций (иногда не самых лучших!), накопленных предыдущими поколениями вместо эмоциональной близости со своими детьми, противопоставляют личную власть, прикрываясь догматизмом, который в глазах детей выглядит полной глупостью. Дети в таких условиях вынуждены переходить в оборонительную позицию сначала по отношению к своим родителям, а потом и к другим людям, пытающимся с ними говорить с позиции силы и несущие угрозу подавления их личности.

Современные дети заявляют своим родителям, через реакции сопротивления и опрокидывания авторитарности: "мы не являемся вашей собственностью! Мы пришли в этот мир взять разумное и подходящее, чтобы на своих плечах нести новую жизнь! Вы можете нам помочь в этом, но большая часть накопленного вами опыта и представлений, являются ошибочными! Мы отказываемся наследовать ваши ошибки, нам необходимы другие, измененные правила игры на планете Земля, чтобы сохранить саму жизнь и Дом, в котором мы живем!"

Новые правила коммуникации уже известны - лидируют дети!

Они не производят впечатление беспомощных, но в тоже время, по особому впечатлительны и ранимы в каких-то простых вещах, которые сбивают с толку взрослых, воспринимающих "пустяковыми" причины, создающие тяжелые конфликты детей с обществом.

По наблюдениям, самые распространенные проблемные реакции современных детей - "высвечивают "моральные стороны общения с ними. Они остро реагируют на проявленное к ним неуважение, встречаясь с лживым поведением взрослых (двойственность стандартов) - открыто сообщают об этом. Обостренное чувство нарушенной справедливости, характерное обычно в подростковом возрасте - демонстрируют дети более младшего возраста.

Протест усугубляется при попытках силой воздействовать на них - не приемлют диктата, необоснованного авторитаризма по принципу "старшинства" и причитающегося "за это" - молчаливое согласие, с последующим соподчинением. Они отказываются называть внушаемый страх уважением. С тем, с чем они не согласны - дают острые психологические защитные реакции: открытый протест, агрессивное и асоциальное поведение, игнорирование требований, неподчинение установленным в обществе правилам, сквернословие и унижение противника, эмоциональное наказание близких и ответственных людей за обучение и воспитание.

В лучшем случае, выходят из контакта, замыкаются и отсиживаются во внутренней психологической капсуле до лучших времен, что дает картину детской депрессии. Вывод напрашивается нелицеприятный: наши дети вынуждены защищаться, от чего-то неприемлемого для них, так как чувствуют для себя угрозу, вместо понимания и помощи. Жизнь "по своим", отдельным правилам, где дети демонстрируют свое несогласие, внутреннюю силу и превосходство - это их выбор, как единственный на сегодняшний день, надежный способ выживания. И это все, противопоставляется нам, взрослым и разумным - дети против своих родителей!

Большинство известных теорий по дефектологии, патологияv психического свойства, невротическому поведению, равно как и наследственные факторы - по отдельным симптомам давали  конкретные ответы, но общая картина не складывалась в единое целое. Похоже, мы имеем дело с целым явлением, которое развивается у нас на глазах.

Наблюдения и выводы, сделанные в разных странах по данной теме разными специалистами в области педагогике и психологии за последние полтора века - нашли множество способов и методов работы с детьми без насилия, в режиме сотрудничества, в интонации взаимного уважения. Проблема в том, чтобы эти принципы были приняты массами педагогов и родителей. Обобщение детей, выпадающих из среднестатистической нормы, в группу "детей Индиго" - прекрасный психологический ход для наведения мостов в диалоге.

Совершенно неважно, каким цветом мы обозначим детей, нуждающихся в нашем особом понимании, важно то, что они требуют другой организации учебного процесса и другого подхода к их воспитанию. А главное, требуют того, с чем труднее всего смириться взрослым, воспитанным в авторитарной системе, - уважения к ним, признания права на непохожесть и реальную свободу выбора. Все это давным-давно описано в методиках Штайнера и Монтесори, в книгах Амоношвили и Щетинина. Не нужно изобретать велосипеды, на них нужно научиться ездить. А для этого нужно поверить, что учиться необходимо не только детям, но и взрослым.

Советы родителям

(выдержки из публикаций журнала «Дух Маат»)

1. Два ключевых слова в общении с этими детьми - это возможность выбора и обсуждение. Их нужно скорее направлять, чем задавать точные направления. Обращайтесь с ними как с лучшими друзьями, потому что так оно и есть. Относитесь к ним с уважением. Цените их присутствие в вашей семье. Помогите им найти свои собственные дисциплинарные решения. Вы будете удивлены как родители, что они придумают. И давайте им выбор во всем. Никогда не принижайте их.

2. Всегда объясняйте им, почему вы просите их поступить так, а не иначе. Никогда не говорите "потому что я так сказал(а)". Скажите, например, потому что "это мне сегодня поможет", "я сегодня немного устал(а)", "мне нужна твоя помощь",.. Знайте, что честность всегда выиграет в отношениях с ними, потому что они чрезвычайно интуитивны.

3. Меняйтесь ролями, поиграйте в слабых, давая им побыть вашими родителями в взаимном воспитании. Пусть они всегда знают, что у них есть право голоса.

4. Будьте рядом с ними в состоянии присутствия. Будьте здесь и сейчас. И объясняйте вашим детям все с терпением. Если вы думаете, что они чего-то не понимают, знайте, что они понимают все на уровне души. Примите тот факт, что с ними можно начинать разговаривать еще до рождения. Как насчет того, чтобы начать еще до зачатия?

5. Если появятся серьезные проблемы (такие как недостаточная концентрация внимания), мы не говорим "не ходите к врачам", но постарайтесь найти безопасные способы регуляции и помощи, не спешите давать сильнодействующие лекарства.

6. Избегайте негативного критицизма. Ободряйте их в их начинаниях. Ребенок Индиго - не всегда последователь, он плохо ведомый, он, скорее, исследователь и ведущий. Дайте им возможность решать, что им интересно и что они хотят делать.

7. Они ведут себя, как будто знают, кто они есть. Они приходят в этот мир, чувствуя и зная. Нам нужно преодолеть те системы воспитания, которые использовали наши родители в отношении нас. Это новый способ бытия. Это новый способ быть родителями. Сохранять присутствие любви и понимания.

8. Дайте выход их знаниям. Даже если вы устали, объясните им это. Оставьте время, которое вы посвятите только им, вы с радостью сможете присутствовать с ними полноценно. Всегда давайте им ощущать себя в безопасности и дайте им возможность прийти домой к лучшему другу - вам.

Полезная информация, которая пригодиться родителям, готовым изменить отношения со своими детьми. В статье использованы наблюдения и выводы психологов, социальных работников, опытных педагогов, но в основном наблюдения, полученные от родителей. Некоторые положения взяты из работы Нэнси Энн Тапп (которая впервые написала о детях индиго в своей книге в 1982 году).
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Загрузка файлов | Форум | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2018 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus