Три четверти русскоязычных израильтян знают, что такое пиринговые сети и только 1% не пользуется ими, потому как считают это пиратством – к такому неутешительному выводу подводит очередной опрос, проведенный порталом ISRAland.
Всего в голосовании приняло участие 1820 человек, при этом только 519 человек или 28.51% респондентов заявили, что не знают, о чем идет речь в вопросе «Ваше отношение к пиринговым сетями (eDonkey-eMule, KaZaA и др.)». Для них необходимо сделать пояснение: пиринговые сети (название происходит от английского термина «peer to peer», в вольном переводе означающем одноранговую компьютерную сеть) это множество компьютеров, на каждом из которых хранятся файлы. Любые. Вы позволяете другим людям эти файлы с вашего компьютера взять, а они взамен позволяют вам получить то, что хранится на их хард-дисках. Помните, был такой Napster, вокруг него еще разгорелся нешуточный скандал? Вот это как раз и была первая пиринговая сеть.
Исторически сложилось так, что соучастники p2p (так обычно сокращают «peer to peer») очень мало интересуются сводами законов, сборниками кулинарных рецептов или фотографиями других пользователей, сделанными во время выпускного вечера. Вместо этого они предпочитают искать песни в формате mp3, фильм в формате avi или mpg, компьютерные программы и прочие продукты, подпадающие под определение интеллектуальной собственности. За эту собственность соучастники p2p авторам обычно не платят. То есть, они ее попросту воруют.
Нельзя сказать, чтобы это обстоятельство слишком смущало участников опроса, знающих о p2p. Правда, 290 человек или 15.93% респондентов все-таки выбрало ответ «Знаю, что тут не все в порядке с авторским правом, но пользуюсь», что свидетельствует о том, что им не чужды угрызения совести. Зато 707 человек или 38.84% опрошенных уверенно заявили «Пользуюсь, и это не пиратство, а свободное распространение информации».
Есть в Сети такой предрассудок, будто информация берется из воздуха и потому платить за нее не обязательно. Те же, кто знает, что фильмы и музыкальные записи не находят в лесу, и что их создание обходится в копеечку, обычно выдвигают другой аргумент: мол, качество сжатого видео всегда хуже, чем на DVD. Поэтому фильм, взятый из Интернета – это только прелюдия к просмотру той же картины, но теперь уже во всем ее цифровом блеске. Аргумент, мягко говоря, спорный. Но действенный. По крайней мере, большинство из самой многочисленной группы респондентов охотно с ним согласятся. Тех же, кто подобный довод отвергает категорически, судя по данным опроса, всего 33 человека. Это 1.81% от общего числа голосовавших. Больше никому ответ «Не пользуюсь, это пиратство» привлекательным не показался. Его, скажем, не выбрали те 62 человека или 3.4% респондентов, которые предпочли вариант «Не пользуюсь, у меня нет быстрого интернета». Выходит, они тоже за свободное распространение чужой интеллектуальной собственности, просто пока не могут этим заняться в силу технических причин. Но потом их ничего не остановит!
А вот самая интересная группа, которая выбрала ответ «Не просто пользуюсь, а помогаю развивать». 98 человек или 5.38% опрошенных – совсем не мало! Кстати, именно в Израиле обитает значительная часть различных команд, делающих пиратские релизы для сетей p2p – мастеровито, демонстрируя недюжинный профессионализм. Объясняется это просто: наша страна сочетает западную технологическую оснащенность с восточной непринужденностью в обращении с законом. Отсюда и результат, повергающий в ужас борцов за соблюдение копирайта.
Странно, но и в это опросе нашлась группа людей, выбравших вариант «другое мнение» (111 человек или 6.09% респондентов). Хотя казалось бы – ну что тут еще скажешь?