Как только бульдозеры, прикрываемые многочисленным отрядом полицейских, уехали, на развалинах немедленно закипела работа. Прямо рядом с разрушенными постройками началось строительство двух новых домов. «А если израильтяне еще раз снесут наши жилища, мы обещаем, что бедуины Негева присоединятся к интифаде», - заявил журналистам второго телеканала один из участников этого действа.
Скорее всего, он не шутил - в Негеве не привыкли к тому, чтобы власть вмешивалась и наводила порядок. Хотя самочинный захват земель и незаконное строительство давно вошли в норму, Иерусалим годами предпочитал делать вид, что ничего не происходит. Сегодня любые попытки заставить бедуинов следовать букве закона, сталкиваются с ожесточенным сопротивлением.
В письме, отправленном на прошлой неделе министром национальной инфраструктуры Авигдором Либерманом главе правительства, приводится данные Земельного управления Израиля: только на территории Негева разбросаны 68 тысяч незаконных построек, из которых 28 тысяч заселены (остальные возведены «про запас», чтобы застолбить участок).
200 тысяч дунамов земли используются без соответствующих разрешений со стороны государства. За последние годы были начаты судебные процессы по поводу судьбы 60 тысяч дунамов земли, на которых проживают 400 семей (по 150 дунамов на семью).
Еще по поводу примерно миллиона дунамов земли (!) ведутся судебные процессы, в которых истцы пытаются оспорить права государства на эти участки.
Чтобы лучше понять что значат названные цифры, достаточно вспомнить, что площадь самого большого города Израиля – Иерусалима – составляет всего 123 тысячи дунамов. Тель-Авив вместе с Яффо умещается на 51 тысяче дунамов, а такой город, как Кфар-Саба – на 15 тысячах дунамов.
Обращаясь к премьер-министру, Авигдор Либерман заявляет: самоустранение органов государственной власти привело к полной анархии в области использования земель и жилищного строительства, прежде всего в арабских населенных пунктах на севере страны, а также в районах проживания бедуинов на юге Израиля. Неразбериха еще более усиливается, когда очнувшись от спячки, министерства начинают действовать. Эти робкие попытки вмешаться в происходящее настолько не согласованы, что два ведомства могут одновременно выпустить взаимоисключающие акты. Помимо всего прочего, постановления судебных властей демонстративно игнорируются региональными управлениями полиции. Но что полиция! Даже министерство обороны не решилось вынести постановление о сносе незаконных построек, возведенных … на территории армейских полигонов. В результате в 2000 году в целом по Израилю был зафиксирован 1 481 случай захвата государственных земель – в среднем по 4 в день (только в 818 случаях земли удалось вернуть государству).
Этот «беспредел» вынудил Авигдора Либермана потребовать немедленного изгнания лиц, захватывающих государственные земли и, прежде всего, полигоны ЦАХАЛа, а также возбуждения против них судебных исков за ущерб, нанесенный государству. Он также потребовал от премьер-министра добиться, чтобы исполнение судебных решений против захватчиков больше не откладывалось в долгий ящик. «Для того, чтобы остановить захват земли не будет никакого «удобного момента в будущем», - заявил Авигдор Либерман, - Этот момент был упущен вчера. Начинать надо прямо сейчас, потому что дальше действовать будет все труднее и труднее».
Пресс-релиз Министерства национальной инфраструктуры