Последнее время в Палестинской автономии начались, как говорили раньше "подвижки". Арафат меняет одного за другим начальников полиции в ряде городов и даже начал производить аресты экстремистов из "черного списка", переданного ему Израилем. Что это означает? Арафат действительно начал выполнять соглашения или это очередной тактический ход "Усамы" Арафата?
В давнее время бытовала такая мрачно-циничная шутка: "в концлагере Освенцим происходит смена белья. Первый барак меняется со вторым, второй с первым". Еще один анекдот из той же серии черного юмора: в концлагере Освенцим происходит соревнования по плаванию. Вот один спортсмен вырывается вперед, но тут же тонет, затем другой спортсмен выходит на первое место, но то же погружается на дно. Да, нелегко плавать в соляной кислоте".
Да простят меня читатели за столь мрачный юмор, но по сравнению с реальностью – эти шутки, просто детский лепет. По, моему мнению, ситуация, в которой находится сейчас Ясер Арафат и то, каким образом он пытается из нее выйти просто удивительным образом напоминает оба эти анекдота.
Арафат пытается выплыть в соляной кислоте, в которой он неожиданно оказался. Со всех сторон его неожиданно обложили, хотя поначалу казалось, ситуация ему благоприятствует. Шимон Перес встречается с ним и два нобелевских лауреата очередной, чуть не сотый раз находят общий язык и подписывают очередное "китайское" соглашение о прекращении огня. Джордж Буш и сам Ариэль Шарон обещают ему создание Палестинского государства своевременно или несколько раньше. Ради создания антиталибской коалиции его готовы причислить к лику борцов с терроризмом.
Кажется, счастье было так близко, так возможно. Но тут поднимается новая волна террора. Почти сразу после встречи Перес-Арафат происходит теракт в поселении Элей-Синай, когда вооруженные террористы ворвались в израильское поселение и устроили там настоящий погром. Потом в Иерусалиме взрывается машина, начиненная взрывчаткой. За этим следует террористический акт в Афуле, городе на севере Израиля, когда боевик, переодетый в форму израильского десантника хладнокровно расстрелял пассажиров на Центральной автобусной станции. Далее палестинцы устраивают стрельбу по людям, пришедшим в праздник Суккот помолиться в священной могиле "праотцев" в Хевроне. И все это происходит, напомним, на фоне регулярной стрельбы по машинам на дорогах Израиля, инцидентов с нападением на КПП израильской армии и множеством других вооруженных столкновений, который уже просто не поддаются подсчету.
Терпению Ариэля Шарона пришел конец и он провозгласил, что будет бороться с террором без оглядки на Запад и так как считает нужным, а как шарон умеет бороться с террором Арафат знает на собственной шкуре. В итоге Арафат оказался действительно "опущенным" в соляную кислоту. На него давят со всех сторон. США, которые недавно в категорической форме потребовали прекратить террор. Израиль, который пригрозил, что не только собственного государства палестинцам не видать, и автономии они могут лишиться. Собственные "оппозиционеры", причем не только "ХАМАС" или "Исламский джихад", но и командиры, как будто подчинявшегося ему ФАТХА, "Танзима" и палестинской полиции.
Правда, внешне неподчинение в разных городах вызывается разными причинами. В Бейт-Лехеме мусульмане "прижали" христиан, составлявших ранее большинство населения, и те заявили, что не потерпят больше полицейского произвола. В Рафиахе, крупнейшем лагере беженцев на границе с Египтом, активизировались клановые группировки, создавшие собственные военизированные формирования, которые не починяются никому и отличаются крайним фанатизмом. Там ситуация просто вышла из-под контроля Арафата, вплоть до того, что боевики сожгли здания палестинской полиции и службы общей разведки.
Что остается делать "раису"? Оказать сопротивление США он не в состоянии. Бороться с Израилем – он пытается это делать постоянно. Остается старый способ - бить своих, чтоб чужие боялись. Поэтому Арафат и выбрал единственно возможную тактику: оказать нажим на собственных подчиненных и оппозиционеров. Таким образом, как опытный "кикбоксер" он нанес удар сразу в двух направлениях. Во-первых, сменил собственных полицейских, "не оправдавших доверия". Во-вторых, арестовал нескольких оппозиционеров, чтоб и их приструнить, и Запад умиротворить.
Однако дальнейшее развитие этой ситуации может обернуться для Арафата весьма серьезными последствиями. Очевидно, что с каждым днем он теряет влияние, и если его лихорадочные усилия по созданию нового, верного ему окружения не увенчаются успехом – в автономии наступит полный хаос. Надо надеяться, что в данной ситуации ни США, ни Израиль не бросят ему спасительный круг. Хотя Шимон Перес уже сделал намек на то, что надо спасать Арафата, а то будет хуже. Но хуже, кажется, уже некуда. Может быть только лучше. Если, как утверждает Перес на смену Арафату придет "ХАМАС", тогда у Израиля будут не меньшие основания нанести удар по ПА, чем у США нанести удар по талибам.