Тяжело больной канадец Марсель Трембле перед тем, как уйти из этой жизни, собрал в своем доме пресс-конференцию. Медики и полиция подтвердили: 78-летний Марсель Трембле в субботу покончил жизнь самоубийством.
За несколько часов до этого самоубийца пригласил в свой дом в городке Каната, что в провинции Онтарио, журналистов и объявил, чио он собирается расстаться жизнью, надев на голову пластиковый пакет с гелием.
Не обошлось и без черного юмора на этой импровизированной пресс-конференции. Журналисты на морозе несколько часов дожидались обещанной встречи с самоубийцей. Наконец Марсель Трембле вышел с извинениями, а кто-то из его родственников мрачно заметил: "ты должен был сделать это в июле"...
На вопрос, зачем он делает это, у Марселя Трембле имелся ответ: "Не хочу больше и одного дня такой жизни. Это вовсе не жизнь, а существование".
Он болел с 16-ти лет. С годами состояние его здоровья становилось только хуже – мучали постоянные боли в спине, не позволявшие двигаться, в последнее время практически не работал желудок, появились непоправимые проблемы с легкими, что не мешало ему нормально дышать. При этом Марсель Трембле уверял, что он весьма терпимо относится к боли.
"Зачем просыпаться по утрам? Хватит. Чего я жду? Я на 110 процентов уверен, что лучший выход для меня – это уход из этой жизни, мое существование потеряло всякий смысл, а жизнь – качество".
В последние месяцы он принимал не просто таблетки, а целые "коктейли лекарств". Наконец вместо них Марсель Трембле, по его словам, решил употребить гелий – "слава богу, у меня хватает сил натянуть на свою голову этот пластиковый мешок с гелием, чтобы поставить точку в моих страдания. У других больных нет такого выбора".
Точно такую же точку в своих страданиях – моральных и физических – каждый год ставят сотни других канадцев, но они не делают из этого публичного события. Более того, заметил на пресс-конференции Марсель Трембле, "пара моих друзей такого же возраста даже не знают, что самоубийство в Канаде считается нынче вполне законны".
Этот акт перестал быть криминальным только в 1972 году, однако дебаты насчет пособничества самоубийцам не утихают в стране и по сей день.
После пресс-конференции Марсель вместе с близкими друзьями и родственниками отправился в ресторан. Там, как заметили участники события, состоялись "живые поминки". Марсель Трембле на свой последний ужин съел пару креветок и выпил пива. Поначалу он собирался заказать стейк, но потом решил, что ему не осилить это блюдо.
Конечно, признал Марсель Трембле, он мог бы уйти из жизни тихо и незаметно, как советуют даже те, кто поддерживает идею ассистирования неизлечимо больным в совершении самоубийств – "не звоните в полицию, никому не говорите о своем намерении, просто сделайте это".
Но тогда не было бы никакой надежды на дискусию в обществе об этом, рассудил больной-самоубийца. Он всегда был не согласен с такой установкой – "безусловно, я мог поступить как все, но так мы никогда не сможем изменить закон".
Марсель Трембле своей публично объявленной смертью хотел сделать политическое заявление: "неизлечимо больные люди, страдающие от непроходящей боли, имеют право умереть с достоинством и они сами должны определить свой смертный час".
Зная, что по канадскому закону гражданам, ассистирующим самоубийцам, грозит как минимум 14 лет тюремного заключения, он заранее позаботился о своих близких – нанял для них адвоката и позвонил в полицию. Психиатры, проведя свою экспертизу, заключили: пациент в своем уме и рассудке".
"Убедившись, что никто из родственников не собирается помогать моему клиенту в самоубийстве, полиция дала знать, что не станет вмешиваться в это дело", – пояснил на пресс-конференции адвокат Марселя Лоренс Гринспун.
Министр юстиции Канады Ервин Котлер назвал случившееся "весьма трагической ситуацией". Помощь в уходе из жизни неизличимо больным он считает "болезненным вопросом, по которому у канадцев нет консенсуса". Сам он как федеральный министр не берется разрешить эту проблему, предлагая провинциальным властям разделить такую ответственность.
"Подобные ситуации случаются в Канаде и по всему миру каждый день. Неизлечимо больные пациенты, не выдержав мучений, кончают жизнь самоубийством. Часто им помогают другие люди, но все это делается тихо и не попадает в программы новостей", – говорит авдокат Лоренс Гринспун, призывая общественность снова обсудить эту проблему на примере его покойного ныне клиента Марселя Трембле.
По материалам РЕЛИГИЯ и СМИ